Норвегия дорога троллей. Дорога Троллей, Норвегия: описание. Горная дорога "Лестница Троллей". Речной порог Гудбрандсьюве

На западе Норвегии расположено одно из самых интересных мест, которое непременно хочет посетить каждый путешественник. Эта дорога носит название, связанное со сказочным персонажем и признана также одной из самых опасных дорог - автомобилисту придется справиться с 11-ю крутыми виражами, встречающимися на протяжении всей дороги.

Как вы уже наверняка догадались - это знаменитая норвежская Дорога или Лестница Троллей (с норв. Тролльстиген). Такое волшебное имя ей присвоил норвежский король - Хокон VII на торжественном открытии в 1936 году 31 июля. Лестница Троллей была проложена для сообщения норвежских городов Валлдал и Ондалснес. Строилась она долгих 8 лет из-за суровой норвежской погоды. Поводом для строительства этой дороги послужили следующие события.

В XVI-XIX века на Девольде находилась румсдальская ярмарка, на которую жители Валльдалена хотели добираться более удобным способом. К 1981 году было построено 8 км дороги. Затруднением стало строительство в горах. После обращения с ходатайством в Строительное ведомство, его директор Краг поручил инженеру Н. Ховденаку составить план строительства дороги в горах. Ховденак сделал немало, чтобы превратить в реальность сообщение через Трольстиген.

В 1905 году госбюджет выделил 4000 крон на прокладку дороги. Строительство завершилась в 1913 году. На этом Н. Ховденак не остановился. В его планах было проложить автодорожное сообщение между Румсдаленом и Валльдаленом. В 1916 году Строительное ведомство дало разрешение на начало строения автодороги, которое продолжалось 20 лет. Короткое лето, камнепады, снежные лавины, да и сама горная местность затрудняли строительство.

Предание гласит, что некогда Норвегия была покрыта обширным ледником. С потеплением климата он начал таять и сместился на север. На этой территории начали расселяться люди. Вскоре поселенцы заметили присутствие рядом странных созданий со сверхъестественными способностями, которых стали называть троллями. Народная легенда также утверждает, что тролли бродят в горах ночами, а утренний солнечный свет превращает их в камни. Люди не стали враждовать с ними.

С тех давних пор сохранился замечательный обычай задабривания троллей в канун Рождества миской каши, которую выставляли на крыльцо. Лестница Троллей - один из популярных туристических маршрутов. Осенью и зимой дорога закрыта в связи с погодными условиями. С мая по октябрь начинается сезон для жаждущей зрелищ и приключений публики. В самом начале дороги есть предупреждающий знак, что по ней могут проехать только опытные водители. И это на самом деле так.

В некоторых местах ширина дороги лишь 3,3 м и туристическим автобусам разъехаться крайне сложно. Машинам длиной более 12,4 м проезд строго запрещен. Местами высота подъема доходит до 9-12%. Тем не менее, желающих покорить Лестницу Троллей предостаточно. Не оставит вас в равнодушии мост над водопадом Стигфоссен. Он расположен на середине пути Тролльстигена и обрушивается со 180-метровой высоты. Этот шедевр инженерного искусства закончили строить в 1935 году.

«Поворот епископа» и смотровая площадка вблизи «Котлов великанов» дают прекрасную возможность любоваться завораживающей и величественной панорамой всей долины. На самой вершине - это 858 метров над морем- расположена вместительная парковка и многочисленные сувенирные лавки.

Адрес
Isterdalen RV. 63
6300
Åndalsnes
Телефон
+47 94 84 97 55
Сайт
www.trollstigen.no

Отчеты пишет у нас Таня, а я лишь дополняю текст вставками, которые выделены зеленым курсивом.

3. Лестница троллей и Дорога орлов

На следующее утро мы встали в семь утра и обнаружили, что ночью по соседству с нами расположилась шведская семья. Они очень интересно решили вопрос с проживанием, разместив палатку на крыше автомобиля. Как выяснилось позже, такие комплекты продаются для самых разных машин.

Сережа сварил манную кашу с изюмом и курагой на завтрак - на природе даже каша кажется вкусной, хотя дома я ем ее пару раз в год - и, собрав вещи, мы двинулись к первой крупной достопримечательности Норвегии - Лестнице троллей.

По дороге нам то и дело встречались знаки Зимней Олимпиады 1994 года и Юношеской Олимпиады 2016 года в Лиллехаммере. Приятно, что по прошествии двадцати с лишним лет страна все еще гордится проведенными Играми. Сам Лиллехаммер - совсем маленький городок с населением 27 тысяч человек. Практически весь он уместился на фото - справа через реку.

Дорога постепенно становилась все более интересной - начали появляться горы, озера и небольшие водопады.

По дороге мы увидели коричневый указатель на ставкирку Ringebu и, так как не были сильно ограничены во времени, решили заехать. Ставкирка, или каркасная церковь, - самый распространенный в Скандинавии тип храмов. С 11 по 16 век в Норвегии было построено около 1700 таких церквей, которые начали сносить после чумы, когда население уменьшилось практически вдвое, и такое большое количество храмов стало излишним. До нашего времени дошло лишь 28 ставкирок, из которых мы, если не ошибаюсь, за поездку видели три.

Ставкирка в Рингебу относится к первой четверти 13 века - это было установлено по монетам, найденным в ходе археологических раскопок 1980-х годов. Всего в ходе раскопок было найдено 892 монеты, большинство из которых норвежские, принадлежат периоду 1217-1263 годов, когда правил Хокон Старый, при котором средневековая Норвегия достигла высшей точки своего процветания. Интересно, что среди найденных монет были также немецкие, шведские и датские. А самая старая датируется 1020 годом, когда Англией, Данией и Норвегией правил Кнуд Великий.

В 1630 году церковь была перестроена в форму креста, а в 1631 году к ней пристроили красный шпиль, что для ставкирок является необычным.

Вход во все ставкирки платный. Конкретно в Рингебу - около 6,5 евро с человека. Мы заходить не стали, так как планировали посетить другие ставкирки, в Хопперстаде (Hopperstad) и в Сейме (Seim). Возле церкви расположилось ухоженное кладбище - если бы не деревянный храм, то, можно сказать, как из американских фильмов. Такие же мы видели и рядом с другими ставкирками.

Продвигаясь вглубь Норвегии, мы не могли не заметить, как посуровела природа, обрела мощь. Тоненькие струйки водопадов превратились в огромные, шумящие потоки. Это очень впечатляет! Постепенно, ближе к концу отпуска, мы уже к ним привыкли, но первые мощные водопады восхитили нас до глубины души.


На дорогах Норвегии много съездов-карманов. В одном из них мы и остановились, чтобы немного побродить по окрестностям. Прямо рядом с дорогой протекала горная речка. Вода в ней (как и во многих других норвежских речках) такая прозрачная и изумрудно-зеленая, что хочется в ней искупаться. Но на самом деле, она очень холодная.

В горной части Норвегии, особенно если вы приехали в первый раз, хочется останавливаться буквально через каждые 500 метров: то из-за поворота выглянет водопад, но вдали покажутся скалы причудливой формы, то изумрудно-зеленая вода фьорда не даст отвести взгляд. Конечно, через пару дней к этому всему начинаешь потихоньку привыкать, но даже теперь, во время второго своего визита в страну троллей я большими глотками внимал великолепие суровой природы.

К Лестнице троллей мы подъехали к обеду. Trollstigen, так ее называют норвежцы, - одно из наиболее посещаемых туристических мест в Норвегии. Тролли встречают вас еще до того, как вы приблизитесь к первому витку серпантина.

Пообедать нам удалось с комфортом у подножия горы - здесь расположен кемпинг Trollstigen Camping , на территории которого много деревянных столов. Никто не запрещает ненадолго занять один из них, что мы и сделали. Честно говоря, мы все ощутили себя немного странно, поглощая Роллтон на фоне молчаливых суровых гор.

На Лестницу есть и пешие маршруты, но у нас в планах стояло доехать до вершины на машине по крутым серпантинам, населенным троллями. На парковке перед стартом в гору висит единственный “официальный” дорожный знак - “Внимание! Тролли!”

Если остановиться на обочине метров за 200 до начала серпантина и пройтись по одной из тропинок, уходящих в горы, можно обнаружить бурлящую горную речку и лес, идеально подходящий для обитания троллей и прочих сказочных существ.

Честно говоря, я не знаю, почему дорога имеет такое название. Но глядя на горы, окружающие долину, несложно представить, как в ущельях притаились страшные тролли, выжидающие, когда сгустятся сумерки и можно будет выйти на охоту. Согласно норвежским легендам, солнечный свет превращает их в камень, а потому днем ехать можно, в общем-то, безбоязненно. Кстати, с собой в путешествие мы брали книгу “Волшебные сказки Норвегии” для полного погружения в атмосферу. Сказки эти холодные, временами жестокие и кровожадные, населенные необычными для славянских народов существами: ниссе, хюльдры, драуги… Так и ждешь, что пока будешь спать себе спокойно в палатке, нападет на тебя кто-нибудь из них и утащит в лес.

Дорогу троллей построили в тридцатых годах прошлого столетия, а в 2005 году ее включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Маршрут, состоящий из 11 “шпилек”, поднимается на высоту 858 метров над уровнем моря. При этом уклон составляет 9%. Временами ширина дороги составляет не более 3,3 м, поэтому по пути встречаются специальные карманы, чтобы разъехаться со встречным транспортом - ну и для того, чтобы сделать пару фотографий. Из-за опасности трассы на зимний период ее закрывают, так что сюда надо приезжать с середины мая по ноябрь.

Примечательно, что некоторые навигаторы ни в какую не хотят прокладывать маршрут по дороге 63, на которой расположен серпантин Лестницы троллей. Возможно, это связано с неверными данными по сезонности этой дороги в электронных картах.

На Тролльстигене есть несколько мощных водопадов, до одного из которых (Stigfossen) можно практически дотронуться, делая вираж на одной из шпилек. Мы потрогали воду (не по дороге, а уже будучи наверху) - она ледяная!

Наверху путешественников ждет большая обзорная площадка, парковка, ресторан, туалет и множество магазинов с сувенирами. Надо сказать, что сувениры очень дорогие. Мы даже магниты покупать не стали, хотя обычно привозим из каждой поездки. К примеру, пара носков с надписью “Норвегия” стоила 1000 рублей.

На смотровой площадке и вокруг нее очень много туристов - большинство из них шведы, немцы и сами норвежцы. Не обходится, конечно, и без китайцев, но все-таки в Норвегии их существенно меньше, чем в любой другой посещенной нами стране - можно даже сказать, что не в городах их вообще почти нет. От обзорной площадки можно пройти по пешему маршруту длиной в 5,2 км - однако это в наши планы не входило. На такой высоте кое-где лежит снег, а температура - около 12 градусов. Но Сереже хоть бы хны - он все равно ходил в шортах и футболке. Другие туристы странно на него косились.

Надо сказать, что второй раз - после посещения - горы воспринимаются несколько спокойнее, хоть и вызывают безусловный восторг. Но, справедливости ради, из того, что мы видели до этого, только Вердонское ущелье и может сравниться с Лестницей троллей по красоте и природной мощи.

Переехав Лестницу троллей, мы двинулись дальше по направлению к фьорду Norddalsfjorden. По пути увидели таблички, указывающие на водопады Gudbrandsjuvet и решили остановиться посмотреть. Водопады оказались небольшими, но очень бурлящими, шумными - мне такие нравятся больше высоких, но стекающих тонкими струйками.

Правду говорят, что на то, как течет вода, можно смотреть вечно!

Рядом с этими водопадами, также как и рядом с Лестницей троллей, есть сувенирный магазинчик примерно с тем же ассортиментом. Отличие в том, что цены здесь пониже, а посетителей - на порядок меньше. Кроме того, здесь же есть одноименный с водопадами кемпинг.

А еще здесь нам впервые встретились “звери”, сопровождавшие почти все наше путешествие по Норвегии - огромные черные слизни. Они противные, но мы от них ни разу не пострадали - они не заползали к нам в палатку, не ползали по нашим вещам, но в кемпингах приходилось постоянно смотреть под ноги, чтобы не наступить на такого. Как мы выяснили позже, такие слизни бывают разных цветов, но черные преобладают.

Когда дорога проходит через маленькие деревеньки и хутора, интересно наблюдать не только за природой, но и за тем, как живут местные жители. Многие из них занимаются сельским хозяйством - в основном животноводством. Но немало и тех, кто занят земледелием. Нас поразило количество полей, сплошь засаженных клубникой!

Возле каждого такого поля стоит палатка, в которой в пластиковых контейнерах лежит клубника, а рядом - банка для денег и указана цена. За клубникой никто не следит, как и за банкой с деньгами. Ты просто кладешь нужную сумму и берешь контейнер. Возможно ли такое в России?..

Мы заплатили 4 евро за контейнер - по ощущениям в нем было грамм 700-800 - и поразились сладким и идеально ровным, как на подбор, ягодам. На улице 14 градусов - как они это делают?! Палатку с красным зонтиком можно разглядеть на фото ниже.

В зависимости от сезона на таких прилавках "самообслуживания" можно также купить яблоки, груши и даже черешню! Последняя - очень сладкая и крупная, созревает в этих широтах к сентябрю. Черешневые сады располагаются, в основном, южнее, в окрестностях города Odda.

Наевшись клубники, мы без приключений добрались до парома Eidsdal-Linge, идущего через фьорд Norddalsfjorden. Паром ходит каждые двадцать минут и помогает существенно сэкономить время - в объезд пришлось бы ехать более 300 километров. Корабль совсем маленький, буквально на 15-20 машин.

Когда мы подъехали, только-только закончилась погрузка, и нам пришлось ждать следующего парома, зато за это время мы успели погулять и пофотографировать.

В это время к нам подошел какой-то турист, чтобы порасспрашивать о том, как заселяться в кемпинги. Выслушав, он зачем-то спросил: “Вы местные?” - вопрос немного странный, так как он прекрасно видел наши российские номера.

В 19:20 мы, наконец, загрузились на паром. Вся поездка занимает всего 10-15 минут и стоит около 16 евро (цена за машину с водителем + 3 пассажира). С учетом того, что этот же маршрут по суше потребует около 24 литров бензина и около 6 часов непрерывной езды, выгода от использования парома в данном случае очевидна. Маршрут "по воде" пользуется спросом - за нами за двадцать минут ожидания собралась целая очередь, поэтому мы были рады, что приехали первыми.

Пересечение фьорда на пароме в Норвегии - такое же обычное дело, как проезд на другой берег крупной реки в нашей местности по мосту. Нередко бывает так, что паром позволяет несколько часов времени в пути. Тем не менее, при использовании этого вида транспорта надо знать некоторые особенности. Самая главная из них - это расписание движения. Оно может зависеть от времени суток, а также времени года. К примеру, большинство маршрутов не обслуживаются после полуночи и до раннего утра, а некоторые паромы значительно увеличивают интервал или вовсе не ходят в холодное время года (то есть ходят только в летние месяцы). Расписание паромов можно найти на сайте компании Fjord1, которая обслуживает большинство маршрутов в том регионе, где пролегал наш маршрут.

Во время поездки можно выйти на палубу полюбоваться окрестностями, правда, там очень сильный ветер. А можно посидеть в салоне со столиками и креслами.

Сойдя на берег, мы поехали к не менее известной, чем Лестница троллей, достопримечательности Норвегии - фьорду Гейрангер (Geiranger Fjord), о котором я подробно расскажу в следующей главе. В этот день, перед заселением в кемпинг, была запланирована только смотровая площадка на Дороге орлов (Ørnesvingen), с которой в хорошую погоду открывается панорама на фьорд.

Дорога орлов - это серпантин, состоящий, как и Лестница троллей, из 11 крутых поворотов, и поднимающийся от городка Гейрангер на высоту 620 метров над уровнем моря. Интересно, что эту дорогу иногда используют транспортные компании для тестирования транспортных средств.

Дорога была открыта в 1955 году и сразу стала популярным туристическим объектом. На одном из поворотов совсем недавно, в 2006 году, в рамках программы “Национальные туристические маршруты” устроили смотровую площадку, на которой мы и побывали.

На ночевку мы устроились в кемпинге Vinje Camping , неподалеку от Гейрангера. Этот кемпинг попроще, чем предыдущий. Он гораздо меньше, здесь почти нет трейлеров, но наоборот много палаток. Поскольку место популярное, кемпинг более интернациональный: помимо шведов, немцев и самих норвежцев, мы встретили чехов, голландцев, англичан и датчан.

Неподалеку от этого кемпинга есть еще один проверенный и недорогой вариант размещения в домиках со всеми удобствами - Fossen Camping . Но вот места для палаток там нет. Если вы собираетесь искать кемпинги стихийно, по месту, то вам может помочь база данных европейских кемпингов, которую можно импортировать практически в любой навигатор.

Практически на территории кемпинга есть достаточно большой, мощный и шумный водопад Kleivafossen, что можно было бы перевести как “Водопад Изгиб”. Мы переживали, что под его шум не сможем заснуть, но спалось просто отлично. Кстати, одна из туристок поставила свою палатку прямо в непосредственной близости от него - наверно, ей нравится спать под шум падающей воды.

Сам кемпинг находится в ущелье, поэтому вечером и ночью здесь все-таки темнело, хотя небо по-прежнему оставалось светлым, как днем. Например, фотографии водопада мы делали уже в десять вечера - как видите, практически не отличить от более ранних.

Благодаря близости природных достопримечательностей, народу в кемпинге довольно много, и мы не смогли найти ровное место для палаток - слишком близко к другим туристам ставить тоже не хотелось, поэтому пришлось выбрать место под небольшим уклоном. Главное ставить так, чтобы голова была выше, чем ноги, и чтобы не скатываться в боковой край палатки.

В кемпинге созданы все условия для долгосрочного проживания. Прямо на ресепшн можно купить консервы, лапшу быстрого приготовления, томатную пасту, зубные щетки, чистящие средства. Проживание здесь обошлось нам чуть больше, чем в 30 евро за ночь (легковая машина + 2 палатки + 4 человека), душ стоит 1 евро за пять минут.

На территории кемпинга много столов со скамейками, где можно расположиться для ужина. Однако мы все равно использовали свой складной стол. Это удобно - достал сухой стол из машины и поставил, куда тебе надо, а не ищешь свободный, мокрый от дождя. Ужинали мы рисом и рыбными консервами. Для удобства рис (и гречку) покупали в пакетиках. Дома я с трудом могу съесть пакетик риса, а здесь снова заметила, что порции мне показалось даже мало.

В следующей главе мы расскажем о нашем первом пешем походе - вдоль фьорда Гейрангер.

В каждой стране есть свои "попсовые" достопримечательности. С ними сделаны миллионы фотографий, про них написаны десятки тысяч фотоотчетов. Бывалые путешественники стараются обходить их стороной, и найти что-то уникальное. Но Дорога Троллей не из их числа. Эта изъезженная вдоль и поперек достопримечательность притягивает всех. А я, как любитель горных дорог, еще до внес Дорогу Троллей в программу для обязательного посещения.

Территориально Дорога Троллей (ее еще называют Лестницей Троллей) расположена чуть ниже середины Норвегии. Ближайший большой город - Олесунн (или Алесунд, Alesund). Эта дорога соединяет два населенных пункта - Ондалснес (Andalsnes) и Валдалл (Valdall). Сама дорога носит номер 63. Этих данных вам достаточно, чтобы сориентироваться и завернуть куда надо. Вот так выглядит дорога №63 со стороны деревни Ондалснес:
1.

По дороге с таким видом надо проехать километров 5-7:
2.

Ближе к горам она сужается настолько, что двум машинам не разъехаться. Начинаешь сомневаться, та ли эта дорога?
3.

Все сомнения отпадают, когда перед нами предстала горная стена во всем своем великолепии:
4.

В Норвегии много что связано с троллями, это местный фольклорный и сказочный герой. Например, гора, на которую поднимается дорога Троллей, называется Колпак Тролля (Trollhetta). Также здесь есть приют "Хижина в стране троллей" (Trollhelmshytta) и церковь троллей. А гора, на которой построена Дорога Троллей, с другой стороны настолько крутая, что реально похожа на стену. Ее так и назвали Стеной Тролля (Trollveggen).
5.

А на парковке перед подъемом в гору стоит такой шуточный дорожный знак "Острожно, тролли!"
6.

Одним из природных украшений этого места является водопад Стигфоссен (Stigfossen). Потоки воды шумно низвергаются с высоты 180 метров:
7.

И вот, мы начинаем восхождение. Одна из уникальных особенностей этой дороги в том, что она видна вся и снизу (как на этой фотографии) и сверху:
8.

Дорога, надо сказать, весьма узкая. Местами ширина дороги немногим более 3 метров, и двум большим машинам не разъехаться. А транспортным средствам длиннее 12,4 метров вообще запрещен проезд. Самое удобное и безопасное - это доехать до расширения дороги и пропустить встречный поток автомобилей. На фотографии ниже расширение дороги у живописного каменного моста через водопад. Поток воды настолько мощный, что обдает водяным паром проезжающие мимо машины:
9.

Если соберетесь сюда - знайте, что дорога открыта только летом. С октября по май сюда не попасть из-за снегопадов:
10.

Подъем продолжается до этого поворота:
11.

А здесь, на высоте 858 метров над уровнем моря, дорога распрямляется и ведет к большой парковке и зданию с сувенирными магазинами (на фотографии слева вдали видно это здание):
12.

От него проходит дорожка, построенная для удобного обзора на Дорогу Троллей и долину:
13.

Вот какие виды открываются с этой площадки:
14.

15.

16.

А чуть далее та самая площадка, нависающая над пропастью, откуда самый лучший обзор на Дорогу Троллей сверху:
17.

И тот самый вид. В этом кадре поместился почти весь серпантин Дороги Троллей, все ее 11 крутых поворотов:
18.

Насколько крутых? Сами посмотрите:
19.

Обожаю такие дороги:
20.

Они меня гипнотизируют:
21.

Мост над водопадом и парковка, где мы стояли недавно:
22.

Возвращаемся к машине. Тут есть еще одна площадка, нависающая над бурными водами водопада у самого его начала:
23.

А почти лунный пейзаж напоминает нам, что мы в северных широтах. Чтобы увидеть подобное в Альпах, нужно подняться на высоту минимум 2500 метров:
24.

Хотя Альпы Альпами, но у норвежских ландшафтов свой, особенный, суровый шарм. Об этом мы еще поговорим, когда я созрею для фотоотчета из района Нордкапа.
25.

Ле́стница тро́ллей (норв. Trollstigen, в русских источниках также распространено название Дорога троллей) - одно из самых популярных и посещаемых туристических мест в Норвегии. Находится в северной части западной Норвегии (Вестланн).

Описание

Лестница троллей является частью норвежской национальной дороги RV63, соединяющей города Ондалснес (норв. Åndalsnes) в коммуне Рёума и Валлдал (норв. Valldal) в коммуне Нурдал в фюльке Мёре-ог-Ромсдал. Дорога была открыта королём Хоконом VII 31 июля 1936 года, после 8 лет строительства. Даже в наши дни Лестница троллей может служить примером инженерного и конструкторского искусства. Дорога во время подъёма делает 11 резких поворотов, высота подъёма иногда составляет 9 %. Примерно на середине подъёма находится мост через водопад Стигфоссен (норв. Stigfossen). Местами ширина дороги не превышает 3,3 метра, поэтому проезд машин, длина которых больше, чем 12,4 метра, запрещён. В осенне-зимний период Лестница троллей закрыта для проезда. Обычно этот участок дороги открывается во второй половине мая и закрывается в октябре, но в зависимости от погодных условий эти даты могут сдвигаться. Летом 2005 года на дороге были проведены ремонтные работы, в ходе которых на защиту от камнепадов и обеспечение безопасности автомобилистов было истрачено около 16 млн норвежских крон. На самой вершине (858 метров над уровнем моря) есть большая парковка и множество сувенирных магазинчиков. В нескольких минутах ходьбы от парковки расположена обзорная площадка, с которой открывается вид на петляющую Лестницу троллей и на водопад Стигфоссен, высота которого составляет 180 метров.

История строительства

В период с 1533 по 1875 гг. на Девольде в Румсдалене существовала румсдальская ярмарка. Она стала главной причиной, по которой жители долины Валльдален захотели иметь более удобное сообщение через Трольстиген. Население Румсдалена также было заинтересовано в строительстве дороги в Валльдален. В 1891 году было проложено 8 км дороги от Веблунгснеса до Квернбруа в Истердалене. Далее она шла к Кнутсетеру, находящемуся в глубине долины. В том же году власти уезда Нордаль и Грюттен договорились об обращении к амтману с просьбой о разработке плана и строительстве дороги через горы. Глава амта принял в 1893 году решение обратиться в Строительное ведомство с ходатайством о рассмотрении возможности строительства и составлении сметы его стоимости. Директор ведомства Краг поручил инженеру Нильсу Ховденаку (норв. Nils Hovdenak) разработать план прокладки дороги через горы. Летом 1894 года Ховденак обследовал всю местность между Эвстестёлем (норв. Øvstestøl) и Кнутсетером. По его мнению, дорогу стоило строить от Эвстестёля до Стигфьелльрёры, поскольку впоследствии она могла стать автомобильным шоссе. Однако на участке Стиген строительство автомобильной дороги обошлось бы слишком дорого. Впрочем, участок вполне годился для постройки тропы для передвижения людей с лошадьми. Директор Краг не поверил в возможность автомобильной дороги через Тролльстиген…

Норвегия славится как суровая и холодная страна. Туристам нужно быть готовым к тому, что даже летом она встретит их негостеприимными погодными условиями – даже в июне холодные ветра, дожди и сырость здесь не являются редкими гостями. Так же суровы и местные пейзажи, однако именно в этой суровости и неприступности кроется их очарование для посетителей.

Тем, кто отважится посетить с туристическим визитом норвежские фьорды, в память врежутся скалистые вершины гор, холодные морские берега, изрезанные заливами, стремительные горные реки и водопады. Одной из достопримечательностей туристической Норвегии является Дорога Троллей (или Лестница Троллей, как еще ее называют). Расположена Trollstigen в северной части Вестланн – западного региона страны. Она представляет собой часть национальной трассы RV63, которая соединяет города Ондалснес, что в коммуне Реума, и Валлдалл из коммуны Нордаль.

Чем же так привлекает туристов всего лишь участок горной дороги?

Лестница Троллей – это по сути сочетание современных инженерных технологий и природной красоты. В этой части страны можно увидеть величие, как естественных сил, так и антропогенного влияния на мир.
Длина трассы составляет 106 километров, в течение которых она не раз меняет свое направление, поднимаясь в горы. За время прохождения Дорогой Троллей можно отметить 11 резких поворотов, которые станут настоящим испытанием для водителей.

Не знаете как провести зимние каникулы? Тогда вам в любителя горных лыж и сноуборда.

А может вы любитель рыбалки? Тогда необходимо отправиться в Норвегию, но для начала ознакомиться с статьей.

На всей своей протяженности, Лестница Троллей поднимается на 858 метров над уровнем моря. Перепад высот между некоторыми ее поворотами порой доходит до рекордной отметки в 12%. Как и любая горная дорога, Лестница Троллей узкая, а в некоторых участках имеет 3,3 метра ширины.

Проезд по ней автотранспорту, длиной больше 12,4 метров, запрещен.
По причине сложности проезда, а также из-за специфики погодных условий этого региона, Лестница Троллей открыта не всегда. Сезонность накладывает свой отпечаток на ее посещение. Трасса открыта в период с мая по октябрь, однако, даты открытия и закрытия зависят от текущих погодных условий.

Однако, несмотря на трудности проезда, Trollstigen привлекает тысячи туристов. Все они первым делом оказываются впечатлены крутыми изломами Лестницы – ведь при взгляде на нее снизу, из долины, кажется, что подняться по ней не то, что на автотранспорте, но даже при помощи альпинистского снаряжения затруднительно. Но это только на первый взгляд. На самом деле, трасса RV63 славится отличным покрытием и качественной продуманной разметкой, как и все дороги Норвегии.
Въезд на Лестницу Троллей не спутать ни с чем – он обозначен специальным дорожным знаком, на котором закономерно изображен силуэт тролля. Знак этот любим туристами, которые оставляют на нем стикеры и надписи со своими именами – чтобы увековечить собственное посещение этого места. А вот за знаком начинается настоящее волшебство – практически с каждого метра Дороги Троллей открываются потрясающие виды на горы, ущелья, многочисленные водопады и леса.

Для удобства автомобилистов по всей ее протяженности на разных уровнях высоты есть специальные карманы для автомобилей – в них можно припарковаться, выйти и, как со смотровой площадки, осмотреть окрестности.

От подобных карманов также часто уходят в стороны специальные тропы, ведущие к другим смотровым площадкам и местам, предназначенным для проведения пикников. Так что, если есть желание пообедать, сделать это можно прямо на свежем воздухе, на одном из уступов скал.
В летнее время для туристов есть возможность искупаться в ступенчатых бассейнах, расположенных вдоль достопримечательности. Вода в них чаще всего прохладная, но нагревается от солнечных лучей.

Примерно на середине Лестницы водителей ожидает еще одно впечатляющее испытание – им предстоит преодолеть узенький мост, перекинутый через водопад Стигфоссен.

Мощный поток воды бурлит под колесами автомобиля, когда пересекаешь это место. Кульминацией посещения Trollstigen станет обзор с верхней смотровой площадки на высоте свыше 800 метров над уровнем моря. С нее можно обозреть прекрасные виды на долину Валльдален, фьорд Ромсдал, стену Троллей, увидеть с высоты город Ондалснес и взглянуть на водопад Стигфоссен.

На вершине достопримечательности расположен сувенирный магазин. В отличие от ярких лавочек, которые встречаются в Европейских городках, магазин здесь настолько органично вписан в окружающий ландшафт, что его можно не заметить с первого взгляда.
Да и в целом, рукотворные элементы этой трассы вписываются в естественный пейзаж, как будто были задуманы самой природой. Это касается и мостов, которых придется пересечь в пути целых три – Гудбранн, Холь и Крихе, и выложенных естественным камнем боковых заграждений, которыми аккуратно выложен весь путь.

Для чего же понадобилась норвежцам необычная трасса на столь сложной для проезда местности?

Необходимость в дорожном сообщении на этом участке возникла еще в 1905 году, когда правительство Норвегии приняло решение о создании дороги, соединяющей долины Румсдаллен, где с XVI столетия регулярно проводилась ярмарка, и Вальдллен, жители которого на ярмарку хотели попадать с комфортом. Первые 8 километров были построены еще тогда.

Историческая справка

К 1913 году первый вариант соединяющей долины дороги был окончен. Однако архитектор Ховендак предложил более масштабный вариант – автомобильную трассу, соединяющую эти долины. Он предположил, что живописный перевал, через который должна была пролегать будущая Дорога Троллей, станет отличной точкой в туристическом маршруте по стране.

Поскольку норвежское лето очень коротко, строительство затянулось на долгие годы – в зимнее время ему всячески препятствовали лавины, снегопады и камнепады, сводившие деятельность по прокладке трассы на «нет».

— это то, что вам необходимо зимой.

Решили посетить Норвегию? Тогда прочитайте интересные об этой удивительной стране.

Видео-заметка о фьордах Норвегии. Смотрите тут —

В 1936 году король Хокон принял сдачу дороги, и она начала свое существование, как туристический маршрут. Тогда же по просьбе жителей коммун он дал ей название – Лестница Троллей. Чтобы добраться до этого норвежского чуда, туристам потребуется обзавестись личным или арендованным автотранспортом, поскольку это – удобный и безопасный способ путешествия по Дороге Троллей.

Как добраться до Лестницы Троллей

Если планируется начинать путешествие с северной части страны, к примеру, из Тронтхейма, то по дороге в Ондалснес следует свернуть на трассу RV63 на мосту Согге. При проезде из столицы Норвегии, следует ехать по шоссе Е60 до Лиллехаммера, а оттуда выезжать на трассу Е136, которая приведет все к тому же мосту Согге, откуда можно попасть на RV63.
Если же путешествие планируется средствами общественного транспорта, то попасть на Лестницу Троллей можно из города Ондалснеса, откуда ходят туристические экспресс-автобусы.

В Ондалснес можно попасть как рейсовыми автобусами, так и поездами, которые ходят из Осло и Тронтхейма ежедн.

Для туристов с 2012 года у подножия Лестницы Троллей работает туристический центр. Кроме получения любого рода помощи в затруднительных ситуациях, там можно приобрести сувениры, пообедать в кафе перед длительным путешествием.

Лестница Троллей – повод для посещения Норвегии. Это подтвердит любой турист, побывавший на этой дороге. Правительство страны заслуженно считает эту достопримечательность жемчужиной туристических маршрутов Норвегии.
Для тех, кто любит активный туризм, ценит красоту и суровость пейзажей северного края и мечтает увидеть воочию фьорды и водопады, этот маршрут станет незабываемым приключением, а также способом провести летний отпуск нестандартно и интересно. А пикник на высотах Лестницы Троллей и вовсе станет самым необычным событием в жизни любого туриста.

Читайте также: