Какая вера на кипре. Религии на кипре. Религия на Кипре Информацию О

По преданию остров посещала св. Елена , она привезла сюда часть "креста Господня" и основала первый христианский монастырь. До сих пор на Кипре сохранилось несколько действующих монастырей, в т.ч. мужской монастырь с очень строгими порядками.

На территорию монастыря не допускаются женщины, мужчинам-мирянам не разрешается проводить на территории монастыря более 2-х часов. Одинаковая религия и многое другое способствуют очень доброжелательному отношению киприотов к россиянам.

Истоки христианства на Кипре

Христианство золотой нитью вплетено в кружево кипрской истории. И это не случайность, если учесть, что Кипр - это наиболее близко расположенный к Святой Земле средиземноморский остров. В 45 году нашей эры апостол Павел приехал на Кипр вместе со святым Варнаввой. В Пафосе ему удалось обратить римского проконсула Сергия Павла в христианскую веру.

Таким образом еще на заре новой эры Кипр стал первым в мировой истории государством, имеющим христианского правителя. Позднее, согласно Библии, на Кипр после своего чудесного воскрешения прибыл святой Лазарь, где и прожил еще 30 лет. Его саркофаг находится в часовне церкви св. Лазаря в Ларнаке.

Новая религия не признавалась официально вплоть до Византийского периода. Только в 313г. нашей эры указом императора Константина христианство было разрешено на всей территории Кипра, а многие суровые законы Римской империи были аннулированы. В конце 4 века нашей эры император Феодосиус отдал приказ о закрытии языческих храмов.

Патриарх Антиох попытался подчинить Церковь Кипра своей юрисдикции. Тем не менее кипрским священнослужителям удалось отстоять свою независимость. Вовремя найденные кипрским архиепископом Амфемиусом мощи святого Варнаввы с рукописью Евангелия по Матфею доказали, что Церковь Кипра была основана непосредственно апостолами Павлом и Варнаввой и, следовательно, является апостольской.

Анфемиус, архиепископ Кипра, предъявил мощи святого Варнаввы и Евангелие императору Зинону в Констанинополе. В результате Зинон объявил кипрскую церковь автокефальной (т.е. независимой и самоуправляемой) и даже наделил Архиепископа Кипрского некоторыми королевскими привилегиями. Святой Варнавва, будучи киприотом, считается основателем Церкви Кипра.

Религия

Возможно, ввиду того, что Кипр видел расцвет и падение многих империй и пережил разнообразное культурное влияние на протяжении веков, в стране существует очень высокий уровень свободы вероисповедания.

В то время как большинство жителей Кипра являются греческими православными христианами (85%), на острове также широко представлены последователи других религиозных вероисповеданий, включая армян, маронитов, римских католиков, мусульман.

Кипрская церковь

Православная кипрская церковь занимает доминирующее положение в стране. Подавляющее большинство жителей Кипра принадлежат к православной кипрской церкви. Ее основание напрямую относится к святым апостолам Варнаве, Павлу и Марку (45 г. н.э.). Существование и вклад кипрской православной церкви в историческое развитие, культурную и общественную жизнь Кипра имеют существенное значение.

Монастыри

Одну из главных ролей в развитии христианства на Кипре сыграли монастыри. В 327г. нашей эры, через десять лет после того, как император Константин официально признал христианство, его мать Елена (впоследствии причисленная к лику святых) попадает на Кипр по пути из Иерусалима, откуда она везет фрагменты святого распятия.

В результате были основаны три монастыря. Старейший из них, Ставровуни виден издалека - он расположен на вершине 600-метровой каменистой горы к западу от Ларнаки. Когда вы поднимаетесь по извилистой дороге на ее вершину, вашим взорам открываются горы Тродоса и серебристая гладь моря, и с каждым метром вас все больше и больше наполняет чувство покоя и умиротворения.

Внутри церкви 18 века при монастыре Ставровуни висит фрагмент распятия, убранный в золото и серебро. Женщинам вход в монастырь воспрещается

Другой монастырь, имеющий отношение к Святой Елене - это монастырь Святого Николаса - так называемый «кошачий» монастырь, который расположен среди полей и виноградных плантаций на полуострове Акротири недалеко от Лемесоса.

Говорят, что десятки кошек, свободно разгуливающих вокруг монастыря, произошли от кошек, привезенных сюда Святой Еленой для истребления змей, в бесчисленном количестве водившихся в округе.

Монастырь Агиос Неофитос чудным образом примостился на горе Мелиссовуно (Медовая гора) в предместьях Пафоса. Ученый отшельник Неофитос в начале 1159 года жил в двух пещерах, над которыми позднее был возведен монастырь.

В одной пещере существует часовня с изумительной красоты фресками, выполненными в сочных тонах голубого, красного и золотого. При монастыре Агиос Неофитос работает небольшой музей и сувенирный магазин, где можно приобрести различные сорта домашнего меда.

Монастырь Киккос , построенный высоко в горах Тродоса, является самым богатым и известным монастырем на Кипре. Он был основан в 1100г. во времена правления Византийского императора Алексиоса Комненоса.

Все монастыри на Кипре имеют коллекции икон, однако в монастыре Киккос собраны наиболее редкие и ценные экземпляры (включая икону, принадлежащую руке Святого Луки). Некоторые монастыри (включая Киккос) , как и множество веков назад, производят свое собственное вино.

Остров Кипр делят между собой в основном жители двух стран - Греции и Турции. Также среди населения присутствуют потомки армян, англичан, сирийцев и многих других национальностей. Поэтому туристам, которые решат посетить этот средиземноморский край и всерьез заинтересуются тем, какая вера на Кипре в приоритете - следует знать, что здесь мирно соседствуют четыре вида мировых религий: христианство, ислам, иудаизм и индуизм. Из-за того, что всю свою историю остров переживал культурное влияние самых различных народов, тут укоренилась полная свобода вероисповедания.

Более двух тысячелетий назад греки привезли на Кипр его основную религию - православие. Согласно историческим фактам, именно тут было создано самое первое Христианское государство, поэтому киприотов можно смело считать первыми представителями этой веры. Библейская история повествует о том, что после воскрешения сюда прибыл святой Лазарь и прожил здесь целых тридцать лет. Сейчас наибольшая часть жителей земель Кипра (около 78%) является греками, они исповедуют христианскую веру, и это - официальный статус греческой церкви. Интересно, что в этих краях благополучно уживаются все представители основных ветвей христианства: православные верующие, католики и протестанты. епархии православной церкви находится более пятисот храмов и около десятка монастырей. В Святой Синод входит его глава, епископы городов Пафоса, Морфу, Ларнаки, Кирении и Лимасола. На Кипре даже выпущена серия книг на русском языке, которая посвящена православной культуре средиземноморского острова. Католиков тут не так много, всего 3 % от всех жителей, то есть около тридцати тысяч человек. В основном они являются потомками выходцев из Ливана, но есть и последователи римско-католический церкви. Более редкими среди христиан тут будут те, кто причисляет себя к протестантам.

А какая основная вера в северных, турецких территориях на Кипре? Большинство христианских храмов в этой части острова находится в плачевном состоянии, так как эти земли относятся к представителям мусульманской религии. Часть древних католических и православных храмов переоборудована в музеи, а некоторые - в мечети. Такое положение вещей берет начало со времен захвата этих территорий Османской империей в XVI веке. Тогда небольшая часть греков, населявших остров, обратилась в ислам, а с XVII века основную часть сторонников мусульманства составили уже переселенцы из материковой части Турции. Турки-киприоты в основном принадлежат к суннитскому течению, а в целом мусульмане составляют почти пятую часть всего населения Кипра, то есть около 20% жителей.

Представителей иудаизма тут не наберется и одного процента: общее число иудеев не превышает двух тысяч человек. Единственная действующая синагога с миквой для омовений расположена в Ларнаке. И примерно такое же количество киприотов исповедует индуизм. Выходцев из Индии и их потомков здесь живет немногим более пары тысяч человек, что тоже составляет менее одного процента от всех киприотов.

от библейских времен до наших дней

Кипрская православная церковь

— одна из древнейших автокефальных поместных церквей, основана в 47 году Апостолом Варнавой. Только на южной части Кипра более 500 храмов и 40 монастырей. Старейшие из них хранят упоминания о событиях периода раннего христианства и византийском периоде, древнейшие христианские реликвии и иконы первых иконописцев.

Глава 1. Основание Кипрской православной церкви. Святые апостолы на Кипре. Распространение христианства. Прибытие на Кипр Реликвий Страстей Господних и строительство монастырей.

Из «Деяний Святых Апостолов» нам известно, что христианство пришло на Кипр ещё во времена апостольские: принесли на остров Слово Божие апостолы Павел, Варнава и Марк. После побиения камнями Первомученика архидиакона Стефана и последующих гонений, иерусалимские христиане рассеялись по миру. Около 45 года апостолы Павел и Варнава, «родом киприянин» (Деян. IV, 36) прибыли на остров и прошли путь от (родного города Варнавы) до . После встречи с апостолами, римский проконсул Сергий Павел принял христианство, став первым высокопоставленным представителем Римской империи – христианином (Деян. XIII, 4 – 12). За время своего пребывания на острове, апостолы заложили основы Кипрской православной церкви и рукоположили первых епископов. Одним из первых епископов – епископом Китийским — стал встреченный ими во время странствий Лазарь, переселившегося на остров после своего воскрешения.

В 50 году Варнава вернулся на Кипр со своим племянником евангелистом Марком (Деян. XV, 39), они обосновались в Саламине. Саламин стал центром распространения православной церкви на Кипре, а Варнава – архиепископом. Количество христиан на острове возрастало, Варнава организовал жизнь христианской общины в любви и взаимопомощи. Во время гонений Нерона, в 57 году, Варнава был схвачен во время проповеди, и избит камнями за стенами города. Марк нашел тело Варнавы и похоронил его с западной стороны города, положив ему на грудь рукописное Евангелие от Матфея.

Во времена гонений на христиан приняли мученическую смерть многие кипрские епископы, пресвитеры и миряне. До нас дошли имена некоторых из них: Аристоклий, Афанасий, Димитриан, Диомид, Ириклидис, Лукий, Немесий, Конон, Потамий. Первые христиане вынуждены были скрываться от гонений в пещерах, катакомбах. До наших дней сохранились свидетельства этой эпохи:

    катакомбы Святой Соломонии в Пафосе. В IV веке до н.э. эти катакомбы вырезались в известняковых породах для простых захоронений, а во время гонений (с середины I по начало IV веков) здесь находили убежище первые христиане. Во II веке тут нашла приют Соломония со своими 7 сыновьями, бежавшая из Палестины, но была схвачена вместе с детьми и приняла мученическую смерть. Святая Великомученица Соломония похоронена в одном из гротов, есть в катакомбах источник со святой водой, которой пользовались ещё первые христиане, сохранилась также древняя церковь времен крестоносцев, в которой можно увидеть несколько икон Святой Соломонии.

    темница Святой Екатерины в Саламине. Екатерина родилась в 287 году в семье правителя Саламина Константина. Выросла она в Александрии, куда её отец был отправлен наместником, и после смерти отца, в возрасте 18 лет, вернулась в Саламин, где правил её дядя. Некий отшельник обратил её в христианство, и Екатерина решила посвятить свою жизнь служению Иисусу Христу. Во время гонений на христиан, опасаясь гнева императора, дядя заточил Святую Екатерину в темницу близ Саламина, а затем сослал в Александрию, где она и приняла мученическую смерть на колесе. Над бывшей темницей Святой Екатерины установлена часовня.

    Хрисокава возле Киринеи. Апостолы Павел и Варнава, во время своих странствий по Кипру посетили и Кирению, где нашли много последователей. Несмотря на то, что христианство стало официальной религией империи в 313 году, Кирения находилась под властью Фавния Лиция до 324 года, и гонения продолжались весь этот период. Первые христиане скрывались в катакомбах Хрисокава, в то же время было учреждено епископство.

Огромный вклад внесла в распространение христианства, как мировой религии, так и на Кипре Равноапостольная Елена, мать императора Константина Аврелия Флавия (Константина Великого). В возрасте около 80 лет она предприняла паломничество в Палестину для поиска места распятия Христа. В результате экспедиции были обнаружены место погребения Христа – Гроб Господен, Голгофа, Животворящий Крест и кресты двух распятых разбойников, и другие реликвии Страстей Господних. В 327 году, возвращаясь из Палестины в Константинополь, застигнутая штормом у берегов Кипра, Елена высадилась на остров. В знак благодарности Господу за спасение, ею был основано несколько монастырей и церквей: , охраняемый и по сегодняшний день частицей Животворящего Креста; (в настоящее время церковь Омодос), хранящий часть верёвки, который Иисус был привязан к Кресту; (позднее – церковь Святых Константина и Елены), с частицей Животворящего Креста. По разным свидетельствам, с именем Святой Елены также связывают основание монастыря Святой Троицы (позднее – монастыря Святой Елены) на южном склоне Пентадактилос, и монастыря Святого Николая.

С этого времени на Кипре началось развитие монашества как общежительного, так и отшельнического. Расширялись старые монастыри и основывались новые: Святого Николая, Святого .

Несмотря на изолированность острова, Кипрская православная церковь активно участвовала в жизни Христианской церкви, Вселенские Соборы, начиная с первого в 325 году, проходили при участии нескольких епископов с Кипра.

Глава 2. Византийский период (395-1191). Участие во Вселенских Соборах. Автокефалия Кипрской церкви. Эпоха иконоборчества. Арабские набеги.

После окончательного раздела Римской империи в 395 году, Кипр вошёл в Восточную Римскую Империю (Византийскую) с центром в Антиохии. Христианство было признано официальной религией государства, церковь получила новые возможности для развития. Кипрская церковь с самого начала была в гуще событий православного мира: участвовала во Вселенских и поместных соборах, в борьбе с еретическими учениями, вела просветительскую работу – сочинения кипрских богословов получили широкую известность в христианском мире. Антиохийская кафедра изначально настаивала на включении Кипрской православной церкви в свой состав на правах обычной епархии. Но Кипрская община оставалась независимой, ссылаясь на древнее апостольское происхождение.

Один из ранних отцов церкви, пользовавшийся величайшим авторитетом у правителей острова и у руководителей церкви, и любовью и уважением у последователей – архиепископ Епифаний Кипрский (Епифаний Саламский, греч. ?????????? ?????? ок. 315-403). В результате деятельности архиепископа Епифания сложились благоприятные условия для получения кипрской церковью автокефалии. Архиепископ способствовал пробуждению монашества на острове и собирал немалые средства на строительство и развитие монастырей, куда съехалось немало монахов из разных стран. Епифаний был ярым противником еретических учений, его участие во многих великих спорах вынуждало его совершать путешествия в разные страны и провинции. Кроме того, Епифаний является автором множества произведений, бесценных для изучения история древней церкви и богословия. В Саламине Епифаний построил большой кафедральный собор, ставший церковным центром острова, и получивший имя Епифания после его кончины – развалины этого собора сохранились до наших дней.

В 431 году на III Вселенском соборе был формально решён вопрос об автокефалии Кипрской православной церкви: «если доказано, что кипряне пользовались независимостью, то пусть пользуются ею и на будущее время». Так же и предстоятель антиохийской церкви Иоанн не упоминает Кипр в числе епархий своей Церкви в письме святителю Проклу.

Пользуясь размытой формулировкой решения об автокефалии Кипрской церкви, попытку её присоединения к Антиохийской кафедре предпринял Патриарх Антиохийский Петр Гнафевс. В 478 году Архиепископ Кипрский Анфемий обратился к Византийскому императору Флавию Зенону с просьбой об окончательном решении вопроса автокефалии. Незадолго до этого, Анфемию во сне трижды являлся Святой апостол Варнава, он посоветовал архиепископу искать решения вопроса в Константинополе, а также указал место своего захоронения. На следующий день Анфемий нашел захоронение в пещере неподалеку от Констанции () и обрёл мощи апостола Варнавы, на груди его он обнаружил рукописное Евангелие от Матфея. Архиепископ Анфемий отправился в Константинополь с рассказом о чудесном обретении мощей, и передал в дар императору найденное Евангелие и часть мощей святого апостола. Обретение мощей святого апостола Варнавы и Евангелия от Матфея послужило веским доказательством независимости Кипрской церкви, как основанной самим апостолом. По указанию императора в Константинополе был созван Синод, подтвердивший автокефалию Кипрской церкви. Кроме того, император даровал архиепископам Кипра три важнейшие привилегии главы автокефальной церкви: подписывать официальные документы киноварью, носить пурпурную мантию и императорский скипетр вместо архиерейского посоха.

На месте обретения мощей апостола Варнавы, около 488 года Архиепископом Кипрским Анфемием, на собственные средства и деньги императора Зенона, был построен храм и основан монастырь апостола Варнавы.

Важную роль сыграла Кипрская православная церковь в защите иконопочитания во время противостоянии иконоборцев и иконопочитателей (730-843). Иконоборцы (правящая светская элита), ссылаясь на Ветхий Завет, считали иконы идолами, а почитание икон – идолопоклонством, и призывали к уничтожению всех изображений Иисуса Христа и святых. В результате были уничтожены тысячи икон, фресок, расписных алтарей, изваяний святых, мозаик во многих храмах. Иконопочитатели (представители церкви и простые миряне) подвергались гонениям – так Епископ Констанцский Георгий был осужден на Иконоборческом соборе за защиту почитания икон.

Из Константинополя, Сирии и Египта – центров иконоборчества, контрабандой везли святые реликвии на Кипр для их сохранения. В монастырях Кипра вели списки, для сохранения информации о том, какие и откуда иконы привезены и где схоронены. Много икон сберегли в скрытых пещерных храмах, но часто тайники так и оставались неизвестными – иконопочитатели, доставившие иконы, оставались жить отшельниками рядом со своими святынями, для их охраны, до конца своих дней. В X-XII веках, в период освоения земель, в Троодосе было обнаружено множество схронов с иконами, во многих кипрских монастырях рассказывают легенды о чудесном обретении чудотворных икон: икона Богоматери Махерас, приписываемая кисти святого Луки (по настоящее время находится в ); икона Богородицы Тродитисса (в монастыре Тродитисса), Айа-Напская Богородица (в ). Возможно, где-то в пещерах Троодоса и по сей день остаются утерянные 13 веков назад святыни.

Византийский период омрачили многовековые византийско-арабские войны, начались опустошительные набеги на остров. Жители Кипра уничтожались во время набегов или обкладывались неподъёмными поборами, многие монастыри и храмы были разграблены и разрушены, больше всего во время набегов страдали города Констанция, Курион и Пафос. В 649 году был самый жестокий набег: халиф Муавия отправил на Констанцию (Саламин) 1700 кораблей. Город был захвачен, разграблен и обращен в руины, а большинство жителей убиты.

В 688 году арабы захватили все крупные города Кипра. Несмотря на непрекращающиеся материковые войны, Император Византийский Юстиниан II и халиф Абд аль-Малик смогли достичь беспрецедентного соглашения: Кипр находится одновременно под властью и Византии и арабского халифата в качестве кондоминиума. Почти 300 лет, до 965 года, Кипр служил перевалочной базой для войск двух империй, терпя регулярные стычки между арабами и византийцами. В 691 году Архиепископ Кипрский Иоанн обратился к Юстиниану II с просьбой о спасении своей паствы. По приказу Юстиниана II, Кипрская православная кафедра с частью выжившего населения Констанции было перевезено в Артаку (современный Эрдек, Турция), где для переселенцев отстроили замок и верфи. Новый город, представлявший скорее военно-морскую базу, получил название Новой Юстинианы. С того момента и по сей день архиепископы Кипра стали именоваться Архиепископами Новой Юстинианы и всего Кипра (титул утвержден 39 правилом Пятого Собора в 691 году).

В 965 году Византия окончательно отвоевала остров. Освобождение острова от арабских набегов и оброков способствовало расцвету кипрского монашества. Часть населения, опасаясь набегов, переселилось вглубь острова. Происходит освоение земель, строительство новых деревень и основание новых монастырей: Божией Матери , Святого Неофитуса, Арака, Пресвятой Богородицы Хрисороятиссы. Для укрепления острова, в X-XII веках отстраиваются дозорные монастыри и крепости , Святого Иллариона, Буфавенто.

В 1183-84 годах, воспользовавшись беспорядками в Византии, власть на Кипре узурпировал Исаак Комнин Кипрский, в 1184 году приняв титул деспота. По сообщениям Никиты Хониата правление Исаака было жёстким и деспотичным. Новый император Византии Исаак II Ангел безуспешно пытался вернуть остров Византии. Исаак Комнин заручился поддержкой короля Сицилии Вильгельма II, имевшего соглашение с султаном Египта, по которому Кипр должен был закрыть гавани для крестоносцев. Власть узурпатора закончилась в 1191 году во время III Крестового похода Ричарда Львиное Сердце.

Глава 3. Латинское Господство (1191-1571).Кипрское королевство Лузиньянов. Венецианское господство. Римско-католическая церковь на Кипре.

В мае 1191 года, во время III Крестового похода, Кипр был завоеван английским королём Ричардом I Львиное Сердце. 12 мая он женился на своей невесте Беренгарии в церкви Святого Георгия в Лемессосе, а уже в июне продал остров Ордену Тамплиерови уехал в Иерусалим. Через год остров перешёл бывшему королю Иерусалима Ги Лузиньяну, основавшему Кипрское королевство. Экономический и политический расцвет королевства пришёлся на вторую половину XIV века, но поражение в кипро-генуэзской войне 1373-1374 годов привело к экономическому упадку и закату государства. В 1489 году остров стал одной из Венецианских колоний.

В первой половине XV века, во время правления династии Лузиньянов, создал свою «Кипрскую хронику» Леонтий Махера.

Венецианцы использовали Кипр, как перевалочную базу для торговых и военных флотилий, построили крепости в Фамагусте, и Никосии. Остров регулярно подвергается набегам войск Османской империи. В 1570 году, несмотря на героический отпор, Фамагуста пала в битве с османскими войсками.

С образованием Кипрского королевства, и с одобрения римского папы Целестина III, на острове учреждена Кипрская архиепархия латинского обряда с центром в Левкосии (Никосии) и три подчинённые ей епархии в Лимасоле, Пафосе и Фамагусте. В Никосии строится грандиозный готический Собор Святой Софии (1209-1325 года).

Попытки Архиепископа Никосии распространить католицизм и полностью подчинить Кипр своему влиянию встречали упорное сопротивление традиционной Кипрской православной церкви, что неоднократно приводило к межконфессиональным конфликтам. Православная церковь подвергалась давлению и гонениям: большинство имущества было конфисковано в пользу католической церкви, православные архиереи обложены налогом; должность Архиепископа православной церкви упразднена, а количество епархий уменьшено с 14 до 4. За неподчинение католической церкви, православные архиепископы Исайя и Неофит были изгнаны с острова. В 1231 году тринадцать монахов Кантарского монастыря осудили нововведения католической церкви на Кипре, за что были заточены в темницу, а позже сожжены на костре.

Господство католической церкви на Кипре завершилось после завоевания острова Османской империей в 1571 году. Католическое духовенство было уничтожено турками или бежало с острова. Католические храмы и монастыри были разграблены и перестроены в мечети (собор Святой Софии в Никосии, собор Святого Николая в Фамагусте, собор Святого Георгия в Лимассоле), либо переданы Православной церкви (аббатство Белла Паис в горах Кирении).

Глава 4. Османское владычество (1571-1878).Архиепископ – духовный лидер и народный предводитель. Борьба за независимость.

Турки совершали набеги в течение всего венецианского господства. Султан Селим II объявил, что считает Кипр неотъемлемой частью Османской империи, и потребовал передать остров ему во владение, угрожая в случае отказа отобрать его силой. 1 июля 1570 года войска Османской империи разгромили Лимассол, 9 сентября, после 45-дневной осады, была захвачена Никосия, 17 сентября началась осада последней венецианской крепости – Фамагусты, 1 сентября 1951 года Фамагуста капитулировала. В 1573 году был подписан мирный договор, в котором Венеция отказывалась от своих прав на Кипр.

На Кипре поселились турки – солдатам щедро раздавали земельные наделы. Немусульманское население было обложено налогом, так мусульманские правители поощряли жителей захваченных территорий на переход в ислам, однако массового перехода не случилось.

Османское правление всячески способствовало усилению Кипрской православной церкви, во избежание усиления влияния западноевропейской католической церкви: было отменено крепостное право, распространённое при византийских императорах; немусульманское население острова получило право на самоуправление; православной церкви были возвращены все привилегии, а также имущество и земли, конфискованные католиками. Архиепископ Кипрской православной церкви стал не только религиозным лидером, но и народным предводителем, отстаивая его интересы перед лицом османских правителей. На архиепископов была возложена ответственность за порядок на острове и даже за своевременный сбор налогов.

Высокие налоги и безнаказанность местных властей вызвали ряд восстаний, все они были подавлены. В период с 1572 по 1668 года таких восстаний было 28. Борьба Греции за независимость от Османской империи в 1821 году, и её обретение в 1829 годуспровоцировали восстание на Кипре. Наместник острова Мехмет Кючук жёстко ответил на вооруженные мятежи: он обязал 486 знатных киприотов явиться в Никосию и, закрыв ворота города, обезглавил или повесил 470 из них. Среди казнённых были епископ Пафский Хрисанф, епископ Китионский Мелетий и епископ Киренийский Лаврентий. Архиепископ Кипрский Киприан, поддержавший восстание, был публично повешен на дереве напротив дворца Лузиньянов. Останки архиепископа Киприана и епископов Хрисанфа, Мелетия и Лаврентия захоронены у храма Фанеромени в Никосии. Многие православные монастыри и храмы были отобраны и обращены в мечети и хозяйственные помещения. Восстановление Кипрской православной церкви произошло в том же 1821 году: Антиохийский патриарх Серафим отправил на Кипр епископов, рукоположивших Кипрского Архиепископа и трёх епископов.

Греция получила независимость в 1828 году, Кипр остался в составе империи.

Турция передала Кипр Британской империи в рамках союзнического договора, Кипр же просто сменил Османскую оккупацию на Британскую.

Глава 5. Британское колониальное господство (1878-1960).Борьба за независимость. Конфликты между греческой и турецкой общинами.

В 1878 году Британская империя заключила с Турцией Тайную Кипрскую Конвенцию: Турция передаёт Кипр Британии, взамен получает военную помощь, в случае если Россия, удерживая захваченные Батум, Ардаган и Карс, продолжит завоевание земель Малой Азии. Конвенция была аннулирована Великобританией 5 октября 1914 года после вступления Турции в первую мировую войну на стороне Германии. Окончательно остров был аннексирован в 1914 году в ходе первой мировой войны, власть на острове перешла британскому губернатору.

Новость об окончании османского владычества были с радостью встречены народом и духовенством, однако надежда быстро угасла. После объявления Великобританией колонизации Кипра в 1925 году, на острове началось освободительное движение, в которое включилась и церковь.

Уже в 1931 году на Кипре вспыхивают беспорядки, с требованиями независимости от Англии и воссоединения с Грецией, для их подавления Великобритания нанимает «резервную» полицию из турок-киприотов. Всю историю колонизации Кипра и даже позже Великобритания стравливала между собой греческую и турецкую общины.

Во Второй мировой войне греки-киприоты сражаются на стороне Великобритании, в конце войны Кипр рассчитывает на признание его независимости. Нарастает движение за независимость, на референдуме 1950 года большинство голосует за воссоединение с Грецией, но Британия не признает результатов референдума. С 1955 по 59 года национальная организация ЭОКА (союз борцов за освобождение нации), при поддержке церкви, ведет вооруженные выступления, Англия увеличивает своё военное присутствие и прибегает к репрессиям, турецкая община выступает против греков-киприотов и формирует свою боевую организацию. В 1960 году объявлена независимость Кипра, однако объединения с Грецией не происходит.

Великобритания сохранила за собой два эксклава на территории: военные базы Декелия и Акротири.

Глава 6. Нарастание межобщинной напряжённости (1960-1974). Разделение Кипра 1974. Современное устройство.

В 1960 году объявлена независимость Кипра. Президентом республики Кипр провозглашён архиепископ Макарий (1959-1977).

Нарастает межобщинная напряжённость, в ответ на идею объединения с Грецией, турки-киприоты выдвигают идею о разделе острова. С обеих сторон образуются вооружённые формирования, поддерживаемые и подконтрольные Грецией и Турцией. Происходят столкновения и притеснения с обеих сторон. Уже в 1964 году для урегулирования конфликта на остров прибыли миротворческие силы ООН, до сих пор остающиеся на острове.

В 1974 году США посредством Греции организовали государственный переворот на Кипре, президент архиепископ Макарий III был смещен со своей должности. Турецкая армия под предлогом восстановления республики вторглась на территорию острова и оккупировала северную часть. С оккупированной территории начался массовый отток населения, оставшееся население подверглось гонениям. На оккупированной северной части острова осталось 514 православных храмов, часовен и монастырей, которые обращены в мечети или находятся в запустении.

На сегодняшний день Главой автокефальной Кипрской православной церкви является Архиепископ Новой скопы Юстинианы и всего Кипра Хризостом II. Высший орган власти – Святой Синод Церкви Кипра, состоящий из архиепископа и епископов Пафского, Китийского, Киренийского, Лимасольского, морфского и викарных архиереев как постоянных членов. Епископы Кирнийский и Морфский пребывают в Никосии ввиду турецкой оккупации северного Кипра.

Административно церковь делится на пять епархий со статусом митрополий: Пафос, Китион, Кирения, Лимассол и Морфу. В подчинении Кипрской православной церкви находится более 500 храмов и 40 монастырей.

Кипрская Православная церковь активно участвует в общественной жизни острова и содействует развитию туризма на острове.

В статье 19 Конституции Республики Кипр записано, что каждый человек имеет право свободы слова, совести и религии. Все религии являются равными перед законом. Каждый человек имеет право на свободу вероисповедания и может исповедовать свою религию индивидуально или коллективно. На Кипре представлены следующие мировые религии: христианство (православие, католицизм и протестантизм), ислам, иудаизм, индуизм.Большинство греков-киприотов являются прихожанами Кипрской православной церкви.

По преданию, Кипрскую православную церковь основал святой Апостол Варнава около 1900 лет назад. На Эфесском Соборе 431 года (III Вселенском) Кипрская православная церковь получила полное самоуправление. В то время Кипр был частью Византийской империи, множество традиций и обрядов которой сохраняется в местной православной церкви и сегодня. В 478 году Кипрская православная церковь была объявлена автокефальной (что в переводе с греческого означает (αυτός - сам и κεφάλι - голова) самостоятельная и независимая церковь).

Кипрская православная церковь состоит из одной архиепископии и пяти митрополий. Высший руководящий орган церкви - Святой Синод, состоящий из Предстоятеля (глава Синода), епископов Пафоса, Китиона (Ларнаки), Кирении, Лимассола, Морфу, а также викарных архиереев как постоянных членов. Епископы Кирении и Морфу пребывают временно в Никосии в виду турецкой оккупации северной части острова.

Официальный титул предстоятеля Кипрской Православной Церкви - Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра (греч. Ο Μακαριώτατος Αρχιεπίσκοπος Νέας Ιουστινιανης καί πάσης Κύπρου). 12 ноября 2006 года в кафедральном соборе Святого Иоанна Богослова в Никосии состоялась интронизация нынешнего Предстоятеля Кипрской Православной Церкви - Блаженнейшего Архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостома II.

Православная церковь сохраняет огромное влияние в общественной и политической жизни Кипра, а также остается крупнейшим землевладельцем на острове.

Греки-киприоты в целом более религиозны, чем их соотечественники турки. Они регулярно посещают церковь. Влияние церкви ощущается и в политике, и в обычной жизни. Даже МакДональдс на Кипре предлагает специальное постное меню во время Великого поста. Большинство греков-киприотов, если у них возникают какие-либо проблемы, сразу идут в церковь, чтобы поставить свечку подходящему святому. Воскресенье после полудня - популярное время для посещения монастырей, которые переполнены пожилыми паломниками.

Католическая церковь существует с 1099 года, во главе ее стоит генеральный викарий, подчиненный латинскому Патриарху Иерусалима, Палестины и Кипра. Кипрская католическая церковь объединяет верующих четырех обрядов - латинского, армяно-католиков, маронитов и греко-католиков.

Сообщество турков-киприотов преимущественно мусульманское. Турки-киприоты - мусульмане-сунниты, и их религия играет важную роль в их культуре. Но турки-киприоты, как правило, менее религиозны по сравнению с жителями материковой Турции. Консервативная исламская культура, которая встречается на Среднем Востоке или в некоторых местах Турции, на Кипре не так очевидна. Например, алкогольные напитки широко доступны и свободно употребляются турками-киприотами. Женская одежда менее формальна, чем в Турции.

Неотъемлемой частью культурного наследия острова являются мечети и другие места, священные для мусульман. История ислама на Кипре началась во время арабского вторжения в середине VII века, когда в Пафосе появились первые мечети. После поражения арабов (963-964) ислам вновь появился на Кипре в 1570-1571 гг. вместе с османскими турками. Исторические данные свидетельствуют о том, что турко-кипрская община образовалась из двух ветвей: с одной стороны, потомков османских завоевателей и переселенцев из Анатолии, с другой - греков и других христиан, обращенных в ислам. Также существовали линовамваки (буквально «льняной хлопок»)- верующие, которые публично были приверженцами ислама, но в частной жизни продолжали исповедовать христианство.

Мечети, появившиеся на Кипре во время Османского господства, делятся на две категории: церкви, превращенные в мечети и новые мечети. В большинстве случаев над церквями просто воздвигались минареты. Храмы, которые являлись великолепными образцами готической архитектуры, стали первыми местами, которые турки использовали для исповедания ислама. К таким относятся Кафедральный собор Святой Софии (мечеть Селимийе) в Никосии и собор Святого Николая (мечеть Лала Мустафы Паши ) в Фамагусте, церковь Святой Екатерины и церковь Девы Марии (мечеть Омерийе) в Никосии. Со временем были построены новые мечети, некоторые из которых имеют как историческое, так и архитектурное значение. Среди них мечеть Хала Султан Текке , расположенная на Ларнаке на берегу Соляного озера, которая считается главной святыней мусульман Кипра. Другие культовых места мусульман - мечеть Байрактар (мечеть знаменосца), мечеть Йени Джами (новая мечеть), мечеть в деревне Перистерона, а также мечети в городах Ларнака и Лимассол. Мусульман возглавляет муфтий Кипра.

Некоторые жители острова исповедуют иудаизм. В Ларнаке действуют единственные сейчас на острове синагога и миква (бассейн для ритуального очищения).

Выходцы из Индии, живущие на Кипре, исповедуют индуизм.

Подавляющее большинство населения Кипра (примерно 4/5) исповедует христианские вероучения, остальная часть — ислам.

Христианство. На острове в ходе исторического развития получили распространение различные направления христианства, которое представлено здесь в первую очередь православной церковью, а также армяно-григорианской, католической и маронитской церквами.

Православная церковь, последователями которой являются киприоты-греки, была основана на острове, по преданию, в I в. н. э. апостолом Варнавой, почитающимся как национальный святой Кипра. В 478 г. н. э. кипрская церковь получила от византийского императора автокефальность (полную самостоятельность) и в качестве независимой и равноправной церкви принимала участие во всех соборах и совещаниях православных церквей, в том числе и на последнем III Всеправославном совещании на о-ве Родосе в 1964 г. Церковь возглавляется архиепископом и разделяется на три епископства и область, непосредственно подчиненную архиепископу. Помимо многочисленных храмов, имеющихся почти в каждой деревне, церковь обладает на Кипре 11 монастырями, которым принадлежат значительные и наиболее плодородные земли острова, имеющие круглогодичное искусственное орошение, и другая крупная собственность.
Кипрская православная церковь играет важную роль в политической и экономической областях Кипра. Церковь имеет свой печатный орган — ежемесячный журнал «Апостолос Варнавас».

Армяно-григорианская церковь. Возникновение армяно-григорианской религиозной общины на Кипре относится к XI в. Из 3628 армян, проживавших в 1964 г. на Кипре, 3378 относились к армяно-григорианскому вероисповеданию. В ведении армяно-григорианской религиозной общины на Кипре имеется церковь в Никосии и монастырь около Китреа. Руководство религиозной общиной кипрских армян осуществляет кипрская епархия, связанная с так называемым католикосом Большого дома, расположенного в настоящее время в Антильясе (Ливан), который является одним из престолов апостольства армянской ортодоксальной церкви. Дела Кипрской епархии ведутся и контролируются комитетом, и избираемым общиной.

Религиозная латино-католическая община образовалась на Кипре в X в. Но данным официальной переписи населения 1960 г., число киприотов-католиков достигало 4,5 тыс. человек. В основном это потомки выходцев из Италии. Не считая монастырских часовен и школ, католической общине принадлежит шесть церквей, руководство которыми осуществляется кустодием Ордена св. Земли (подотделением орденской провинции монахов). Епископом общины считается католический патриарх в Иерусалиме, которого на Кипре представляет главный викарий (наместник) и Никосии. По специальному соглашению с Иерусалимом юрисдикция главного викария распространяется на все католические приходы, за исключением маронитов.

Маронитская церковь в настоящее время связана унией с католической церковью, руководимой папой римским.
15 религиозном культе и обрядах маронитов по сравнению с православными сохранились более архаичные особенности, характерные для древнехристианских общин в Сирии и Палестине.

Богослужение в маронитских церквах совершается на мертвом сирийском языке (арамейском), но библия, равно как и некоторые молитвы, читается на арабском языке.

Во главе маронитской церкви стоит патриарх Антиохии и Ближнего Востока, имеющий резиденцию в Бкирки (Ливан). Занятие патриаршего места связано с утверждением папы римского. Один из 16 архиепископов церкви носит сан «архиепископ маронитов на Кипре», и под его юрисдикцией находится зона как в Ливане, так и на Кипре.

Маронитской религиозной общиной острова управляет избираемый ею епископ с резиденцией в Никосии.
В ведении маронитской религиозной общины Кипра дна монастыря и десять церквей. Монастыри связаны с Орденом братьев св. Антуана, центр которого располагается в Ливане. Богослужение в деревенских и Юродских церквах проходит под руководством кюре (приходских священников), которых готовит в основном маронитский колледж в Риме.

Маронитское духовенство в отличие от католического может состоять в браке.

Ислам. Распространение на Кипре мусульманской религии (ислама) относится к концу XVI в., когда Кипр был присоединен к Османской империи и на острове образовалась турецкая национальная община.

Мусульмане Кипра принадлежат, как и в Турции, к суннитскому направлению ислама. Во главе их стоит муфтий, избираемый на эту должность мужским населением турецкой общины. Мечети и прочие места поклонения мусульман на Кипре существуют в основном на средства, собранные в порядке пожертвований, также частичных субсидий от религиозных организаций,] в том числе и Эфкяф — Управления имущества мусульманских религиозных учреждений.

Читайте также: