Из чего сделана ступа в деревне санчес. Великая Ступа в Санчи. Индия. Другие ступы Санчи

B III веке до н.э., при императоре Ашоке, буддизм в Индии был признан государством религией. Ашока всячески способствовал распространению буддизма. К этому времени относится строительство множества ступ — буддийских святилищ. В правление Ашока их было построено более 8 тысяч.

Среди них выделялись восемь Великих Ступ, о которых сообщают буддийские рукописи, но из них не сохранилось ни одной. Однако из построек времен Ашока до наших дней дошло выдающееся сооружение, известное как Большая Ступа в Санчи. Она расположена в нескольких километрах к северу от города Бхопал.

Большая Ступа является самым древним из сохранившихся архитектурных сооружений буддизма в Индии. В II- I веках до н. э. она была перестроена из более древней и меньшей по размерам ступы. Ступа в Санчи — сооружение полусферической формы, лишенное внутреннего помещения. Она стоит на круглом цоколе диаметром в 31 метр с террасой, служившей для проведения церемоний. С южной стороны на террасу ведут лестницы. Так же, как и платформа, на которой она покоится, ступа сложена из крупного кирпича и камня. В ступе хранятся священные остатки Будды и другие реликвии, связанные с его деятельностью. Первоначально ступа была выкрашена в белый цвет, а терраса и ворота — в красный. Некогда весь комплекс святилища окружали деревянные монастырские строения, но до нашего времени они не сохранились.

Форма ступы строго подчинена канонам, имевшим глубоко символическое значение. Полусфера символизирует небесный свод. На вершине купола находится хармика — надстройка с квадратным основанием в форме балкончика — она символизирует священную гору Меру. Над хармикой возвышается проходящий через весь купол до его основания стержень с надетыми на него круглыми зонтами, последовательно уменьшающимися в диаметре снизу вверх. Стержень символизирует мировую ось, зонты означают три священных неба.

Ступа в Санчи, очень простая по своим округлым очертаниям, кажется скорее вылепленной, чем построенной. Но в ее органичной простоте ощущается скрытое внутреннее движение вверх. Это монументальное сооружение явно возводилось на века.

Вокруг ступы — массивная каменная ограда, лишенная всяких украшений. По четырем сторонам, соответствующим четырем сторонам света, в ограде сделаны ворота, богато украшенные скульптурой. Через ворота в святилище входили торжественные процессии для совершения священного обряда: он состоял в обходе вокруг ступы и восхождении процессии на верхнюю часть платформы.

Ворота ограды Большой Ступы (они называются торана) — выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры. Они получили всемирную известность и стали таким же символом Индии, как знаменитая «Львиная капитель» из Сарнатха — три льва, изображенные в гербе страны. Изображение ворот в Санчи давно стало хрестоматийным сюжетом, растиражированным в сотнях тысяч проспектов и буклетов, посвященных Индии, их можно видеть на индийских банкнотах. Схема ворот проста: они представляют собой два столба с тремя горизонтальными перекладинами. Однако столбы и перекладины покрыты бесконечно разнообразными рельефными и скульптурными изображениями, и создают эффект зрительного контраста на фоне лишенной украшений гладкой поверхности ступы.

Ворота святилища в Санчи составляют целый своеобразный сборник религиозно-символических, исторических и бытовых сцен и образов, народных преданий и легенд о Будде. Рельефы ворот в Санчи являются свидетельством большого шага вперед, сделанного индийскими мастерами каменной скульптуры в I веке до н. э. и являются наиболее зрелым произведением искусства Индии той эпохи. Основные темы, изображенные на рельефах — жизнь Будды в разных воплощениях. Здесь присутствуют многочисленные символы буддизма — колесо, дерево, лотос. Ворота украшают скульптуры духов природы — якшинь, птиц и животных — слонов, львов.

В сюжетах ворот Санчи тесно переплетаются буддийское вероучение и древнеиндийские народные мифологические сказания. Среди рельефов ворот в Санчи можно видеть фантастические образы, неизвестные до сих пор в индийском искусстве: например, летающих львов. А фигуры якшини — женского божества природы — на воротах в Санчи определили идеал женского телосложения в каменной резьбе Индии на много столетий вперед, став эталоном индийской скульптуры.

Фрагменты скульптур святилища в Санчи, в частности, торс якшини с южных ворот, находятся в Бостонском музее (США). А сам комплекс Большой Ступы в Санчи является одним из выдающихся историко-культурных памятников Индии, включенных в список всемирного исторического наследия ЮНЕСКО.

В окрестностях Бхопала имеется один знаменитый, хотя и не часто посещаемый иностранцами исторический памятник из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.

С Бхопальской автостанции на Хамидия Роад в Санчи регулярно отправляются разноцветные "Татовские" народные басы. На них обычно так и написано латиницей: SANCHI. Ездят они вообще-то до Видиши, но через Санчи. В пути – час, стоят 25 рупий.
Санчи – единственный крупный буддийский памятник Индии, не связанный непосредственно с жизнью Будды. Зато он связан с деятельностью знаменитого ревностного буддиста Ашоки. В 3-м веке до нашей эры он женился на дочери торговца из Видиши и построил на холме неподалёку ступу и одну из своих колонн. Место это тогда звалось Каканайя. Во 2-м веке до нашей эры, при Шунгах, были построены ещё две ступы. Но в следующие века Каканайя была заброшена и заросла джунглями.
Возродилась она в 5-м веке уже нашей эры, во времена династии Гуптов. Санчи стал главным буддистским центром Северной Индии, ступы были отремонтированы, построены новые храмы. Следующий этап развития Санчи связан с царём Харшавардханом, в первой половине 7-го века сумевшем ненадолго объединить Северную Индию, при нём были построены монастыри. Буддийская жизнь в Санчи в 7-8 веках била ключом, бывали тут и китайские путешественники.
На рубеже тысячелетий буддизм в Индии начал угасать, поглощаясь индуизмом. Эта тенденция отразилась и в поздних постройках Санчи 11-12 веков. Археологические находки 13-го века носят уже совершенно индуистский характер. В 14-м веке место было окончательно заброшено.
Открыл Санчи для мира заново британский генерал Тейлор в 1818 году. В 1912-1919 под руководством главного археолога Британской Индии сэра Джона Маршалла руины были приведены в свой сегодняшний вид.
Автобус высаживает прямо на дороге Бхопал-Видиша.


Современный Санчи – обычная деревушка, карабкающаяся вверх по склонам холомов.


Но нам туда не надо, а под арку с ярким плакатом и вверх по хорошей асфальтированной дороге.


Вход стоит 250 рупий, но мне повезло – я оказался в Санчи в годовщину его причисления к Всемирному наследию ЮНЕСКО, отчего вход был бесплатный.
Откровенно говоря, увидев объявление, поверил не сразу. Даже когда добрался до закрытой билетной будки у забора музея. И лишь когда в музее не взяли положенные 5 рупий – наконец поверил.
Музей находится в симпатичном небольшом парке на дороге к месту. Сам он невелик – пара залов, обильно уставленных самыми заметными скульптурными находками в Санчи. Явно, много чего валяется в запасниках. Фотографировать, как во всех индийских музеях, нельзя.


Ещё в музейном парке растёт большой баньян. Растёт, похоже, не первый век.


Не исключено, что он – потомок Того Самого Дерева из Бодгаи, под которым Гаутама стал Буддой. Но вот буддизм в Санчи умер почти тысячу лет назад, так что точно никто не знает.
От парка с музеем ещё минут пять идти вверх по асфальту, пока справа у нас не появится древний бассейн.


За ним прямо вверх уходят плиты подъёма к самой вершине.


Ещё минут пять ходьбы – и вот она, автостоянка:)


Тут есть и лавки, где бутылка воды стоит 20 рупий – на дороге в самом Санчи обычные индийские 10. Торговцы сувенирами, разумеется, тоже присутствуют, но тут они особо не домогаются.
Справа от входа на территорию самого комплекса имеется здание визитёр-центра, запомнившееся мне ужасной пылякой. Там есть ячейки для хранения крупногабаритных предметов, да книжная лавка. Там прикупил пару книжек Археологической службы Индии о Санчи. Вышло 129 рупий, заплатил 127 рупий – у мужика не было сдачи с 500-рупийной бумажки, а я набрал мелочи только столько.
Слева от входа возвышается современный буддийский монастырь, ланкийский.


На входе – обычная для Индии рамка металлоискателя. Симпатичная девушка-мусульманка в форме турполиции Мадхья-Прадеша попросила открыть наплечную сумку. Чуть поодаль, в тенёчке сидела и парочка нормальных полицейский с карабинами.


Дорожка от входа ведёт прямо к северным вратам ступы № 1 или Большой ступы.


Это самая большая ступа в Индии, 37 метров в диаметре и 16-ть высотой. Построена Ашокой. Через 75 лет, при Шунгах, окружена забором, в котором сделаны 4-ро врат по сторонам света. Собственно, эти врата и есть самая главная ценность Санчи.
А точнее, их богатое скульптурно-резное убранство, изображающее различные сцены из жизни Будды и бодхистав, а так же сюжеты буддийской космогонии.
Напротив каждого входа уже Гуптами в 5-м веке были установлены статуи Будды, лишённые голов в средние века.


На ступу можно подняться.


Особых панорам там нет, зато сверху можно хорошо разглядеть верхние части ворот.


По дороге от входа к главной ступе, слева находится ступа № 3 – заметно меньше, высотой чуть более 8 метров. Ограды у неё нет, зато есть врата, также украшенные скульптурой и резьбой.


Ближе к большой ступе – храм № 31, построенный в 6-7 веках, и несколько мелких ступочек.


Перед храмом стоит неплохо сохранившаяся скульптура нага (такие человеко-змеи), датируемая 4-м веком нашей эры.
Дальше, у восточных ворот большой ступы – ряд мини-ступ и колонн, в т.ч. колонна Ашоки. Правда, знаменитой львиной капители на месте нет. Находится она в том самом музейчике, а попала туда от местного помещика-заминдара, не одно поколение предков которого использовали капитель в качестве пресса для отжима сахарного тростника.


От восточных ворот ведёт лестница на верхнюю платформу комплекса. Из здешних построек наиболее примечателен монастырь и храм № 45, построенный в 7-8 веках.


С южной стороны сикхары сохранилась и статуя Будды (голова, во всяком случае, уцелела).


Можно побродить по тёмным комнаткам монастыря, посмотреть с террасы на окрестности.


В скульптурах Ганги и Ямуны на храмовых вратах, возведённых в 10-11 веках, обычно видят свидетельство "паганизации" (есть такой научный термин) индийского буддизма.


И правда, скульптуры скорее напоминают Каджурахо, чем те же врата большой ступы Санчи.
Напротив 45-го монастыря – обширные фундаменты монастырей № 46 и 47, на которых разложены многочисленные фрагменты и обломки колонн.

В нём некогда варили еду всей монастырской братии. Как - я не понял.
Дальше тропа ведёт через выжженный индийским летом лес, мимо древнего бассейна


К ступе № 2, построенной во 2-м веке до нашей эры.


Зачем её построили в полукилометре от основного комплекса – непонятно. Археологи предполагают, что это место использовали учителя общины дабы уединятся от суеты.


У ступы № 2 есть забор, но ворот со скульптурами нет. Резные изображения, правда не особо "замороченные", есть на заборе.
Ещё у ступы дежурит одинокий турполицейский – сказал, что я сегодня у него третий, с утра только парочка пожилых англичан приходила.
Да уж, спускаться вниз было хорошо. Но вот набирать обратно 360 метров высоты до главной платформы по индийской полуденной жаре – занятие не особо вдохновляющее.


Зато с главной платформы идти уже только вниз – минут пять до дороги Бхопал-Видиша, где быстро поймался автобус в Бхопал.

Ворота Большой ступы установлены примерно в 35 г. до н.э., но все они были разрушены временем к моменту их находки британцами. Теперь их заменили. Сцены, вырезанные на колоннах и треугольных архитравах, -в основном из джатак, рассказов о земных перевоплощениях Будды. В этот период развития искусства Будду никогда не изображали прямо, а его присутствие определяли по узнаваемым символам. Лотос означал его рождение, дерево бодхи - просветление, колесо - его учение, а отпечатки ног и трон - его присутствие. Сама ступа также символизирует Будду.

Северные ворота, увенчанные сломанным колесом правосудия, сохранились лучше других. Среди изображений есть мартышка, предлагающая Будде чашу меда. Будда здесь представлен в виде дерева бодхи. На другом - чудо Шравасти, одно из нескольких чудес, изображенных здесь, когда Будда в виде дерева бодхи поднимается в воздух. Слоны поддерживают архитравы над колоннами, на каждой стороне бесстрашно висят изящно вырезанные якши (девы) .

Потрясающе вырезанная фигураял-ши, свисающая с архитрава на восточных воротах, - одно из самых известных изображений в Санчи. На одной из колонн, поддерживаемых слонами, изображены достижения Буддой нирваны. Другая сцена - это сон Майи (Maya) , матери Будды, о слоне, стоящем на луне, который приснился ей во время зачатия Будды. Прямо по центру главного архитрава изображен Великий уход, когда Будда (лошадь без всадника) отрекся от чувственной жизни и отправился искать просветления.

Львы, стоящие спина к спине на южных воротах - самых старых, - образуют государственный герб Индии, который можно увидеть на любой купюре. Эти ворота повествуют о буддийской жизни Ашоки, со сценами рождения Будды и Великого ухода. Здесь также изображена джатака Чххадданта, история, в которой Бодхисатва (Bodhisattva; Будда перед тем, как он достиг просветления) принял облик царя слонов с шестью бивнями. Менее любимая из двух жен царя слонов так сильно завидовала второй, что решила умереть с голоду и дала клятву, что переродится царицей Бенареса (прежнее название города Варанаси) , чтобы отомстить мужу за то, что он недостаточно любил ее. Ее желание исполнилось, и, став королевой, она приказала охотникам найти и убить царя слонов. Но прежде чем охотник убил слона, тот протянул ему свои бивни. Этот поступок был настолько благороден, что королева умерла от угрызений совести.

Пузатые карлики поддерживают архитравы западных ворот, на которых изображены несколько самых интересных сцен. На главном архитраве мы видим Будду в семи разных реинкарнациях (три раза его символом является ступа и четыре раза - дерево) . На обратной стороне одной из колонн изображено, как Будда сопротивляется искушению Мара (буддийской персонификации зла, ее часто называют буддийским дьяволом) : демоны спасаются бегством, а ангелы торжествуют.

Другие ступы Санчи

Ступа 2 находится на середине западного склона (поверните направо от ступы 1) . Если вы шли по главной дороге из деревни, можно спуститься вниз мимо ступы 2, но будьте готовы к лазанию через забор у подножия холма. Вместо ворот окружающую стену ступы украшают медальоны, наивные, но полные энергии и фантазии. Ступу окружают кольцом изображения цветов, животных, людей, многие из которых - герои мифов.

Ступа 3 стоит к северо-востоку от Великой ступы (если вы идете через главный вход, она будет слева) . Она похожа по оформлению на Великую ступу, но немного меньше, и здесь только одни, но очень красивые ворота. Когда-то тут находились останки двух важных учеников Будды, Сари Путгхи и Махи Моггаллана (Sari Puttha; Maha Moggallana) . Их перевезли в Лондон в 1853 г., но в 1953 г. они были возвращены и теперь покоятся в современной вихаре.

От древней Ступы 4 (II в. до н. э.) осталось только основание, расположенное за ступой 3. Между ступами 1 и 3 - небольшая Ступа 5. Раньше в ней находилась статуя Будды, которая теперь стоит в музее.

Колонны в Санчи

Среди разбросанных повсюду остатков колонн самая важная - колонна 10, которую построил Ашока и которая позже была разрушена. Две верхние секции с идеальными пропорциями и прекрасной резьбой лежат рядом со ступой 1; капитель (верх колонны, часто со скульптурными элементами) хранится в музее. Колонна 25 (налево от ступы 1) датируется эпохи империи Шунга (II в. до н.э.) , другая, менее впечатляющая колонна 35 (справа от ступы 1) датируется V в. н.э.

Буддийские храмы

Храм 18 за Большой Ступой Санчи представляет собой чайтья (зал для молитв и собраний) . Его стиль очень напоминает классические древнегреческие здания с колоннами. Храм датируется VII в. н.э., но под ним есть следы более ранних деревянных зданий. Слева расположен храм 17, который также напоминает греческую архитектуру. За ними - храм 40, датируемый эпохой Ашоки.

Прямоугольный храм 31 (за ступой 5) был построен в VI или VII в. Его реконструировали в X-XI вв. Здесь прекрасно выполненное изображение Будды.

Монастыри

Самые первые монастыри строили из дерева, и они давно разрушились. Обычно они состояли из центрального дворика, окруженного монашескими кельями. До сегодняшнего дня сохранились только дворики и каменные фундаменты. Монастыри 45 и 47, стоящие на восточном хребте слева от ступы 1, датируются периодом перехода от буддизма к индуизму, поскольку в архитектуре есть четкие элементы, присущие индуизму. В одном из монастырей - две статуи сидящих Будд, один из которых восхитителен.

За монастырем 51, на полпути к подножию холма по направлению к ступе 2, находится Великая чаша, вырезанная в камне. Сюда клали еду и подношения для монахов.

Вихара

Буквально слово vihara (9.00-17.00) , переводится как «гробница». Она была построена для хранения мощей из ступы 3. Их можно увидеть каждое последнее воскресенье месяца. Музей находится слева, сразу при входе в комплекс.

Археологический музей

посещение 5 рупий, бесплатно, если у вас есть билет на осморт ступ;
8.00-17.00 сб-чт

В этом замечательном музее небольшая коллекция местных скульптур. Главный артефакт -это капитель в форме льва с колонны 10, построенной Ашокой и датируемой III в. до н. э. Среди других интересных вещей стоит обратить внимание на якши, свисающую с мангового дерева, и красивые фигуры умиротворенного Будды из красного песчаника - самые ранние из найденных по всему миру. Здесь также есть несколько интересных фотографий местности до реставрации.

Информация

Стоимость билета:

индийцы/иностранцы 10/250 рупий, машина 10 рупий, музей 5 рупий;
рассвет-закат

К ступам на вершине холма Санчи легко добраться по тропинке и каменным ступенькам в конце Моньюментс-роуд (Monuments Rd; это продолжение улицы, начинающейся от железнодорожной станции) , где находится касса.

Если вы собираетесь к ступам на рассвете, купите билет за день. Помните: считается благоприятным ходить вокруг буддийских памятников по часовой стрелке.

В Санчи нет обмена валют, ближайший банкомат - в Видише. В нескольких местах на рынке возле автостанции есть интернет-кафе (час 30-40 рупий)

Дорога туда и обратно

Велосипед

На рынке возле автостанции можно взять велосипед напрокат (час/день 5/30 рупий) .

Автобус

Между Санчи и Бхопалом регулярно ходят автобусы (25 рупий, 1,5 часа, 6.00-22.00) , также есть рейсы в Видишу (8 рупий, 20 минут, 6.00-23.00) . Лучше дождаться автобуса в деревне на перекрестке, чем идти на автостанцию, которая находится справа при выходе с железнодорожной станции.

Поезд

До Санчи из Бхопала можно доехать поездом. Дорога займет меньше часа, поэтому нет необходимости бронировать место: просто придите немного заранее, купите общий билет (7-21 рупий) и садитесь в поезд. Из Бхопала ходят шесть дневных поездов (8.00, 10.20, 15.15, 16.10, 18.00 и 20.55) . Обратно - только четыре (8.00, 8.50, 16.30 и 19.10) .

Одна из культовых достопримечательностей ; прообраз для всех последующих ступ в буддизме. Возведена в III веке до н.э. во время правления Ашоки Великого. По его настоянию стены были расписаны изображениями не только буддийской мифологии, но и древних греков. Большая Ступа включена в по версии нашего сайта.

Территориально она находится в 40-50 км от Бхопала и добираться до нее лучше всего на экскурсионном автобусе, арендованной машине или такси. Во II столетии до н.э. Ступа была немного перестроена. Рядом с ней появились каменные ворота-торана и 40-тонная колонна. Ворота по форме напоминают деревянную архитектуру, так как украшены изысканной резьбой.

На территории Санчи есть немало других древних сооружений. Одним из наиболее почитаемых является Храм 17, построенный в V веке н.э. Долгое время Санчи оставался важным центром буддийского искусства, но с воцарением ислама пришел в упадок. Повторно деревню обнаружили и восстановили британцы в 1818 году. Сегодня это полусферическое здание выполняет роль памятного монумента в буддийской архитектуре.

Фото достопримечательности: Ступа в деревне Санчи

Сегодня, глядя на Санчи, трудно представить, что когда-то это был огромный, цветущий город. Он находился на пути караванов, а при помощи влиятельных индийцев стал одним из главных регионов страны. Многие летописи доказывают уникальное богатство города.

К закату буддизма, Санчи тоже стал затухать, превратившись в обыкновенное воспоминание, утонувшее в песках и зелени.

Обнаружил эту достопримечательность совершенно случайно английский военачальник Тейлор в начале 19 века.

При посещении этого место, в голове всплывает призыв к Электрофикации страны (навязчивые мысли).

Находится Санчи в штате Мадхья-Прадеш, около Бхопола. Свою известность у туристов она получила благодаря сохранившимся храмам и ступам.

История ступы в Санчи

Ступа - это самое первое буддийское сооружение, которое издревле считалось олицетворением горы Меру. При восхождении на трон Ашока в 3 веке, буддизм стал ведущей религией в государстве. Отсюда позднее сын правителя начал распространять учение Будды.

В период правления Ашока были возведены более 8000 монастырей и ступ. Самой первой признана Великая ступа. Ее стены расписаны изображениями индийцев и людей греческого происхождения в национальных одеждах. Изначально строительство сооружения задумывалось как иллюстрация к учению, пропагандирующему отказ от перерождений.

С самого начала ступа строилась в виде полусферы из кирпича. Сооружение окружалось высокой стеной из дерева. Позже ступу расширили и достроили хранительницу даров со шпилем и хармиками - своеобразными зонтиками, олицетворяющими приход человека на небо.

В период властвования Сатаваханов, деревянную стену снесли, и на ее месте построили каменные ворота.

Как выглядит ступа сегодня

Ступа полностью украшена изображениями основателя буддизма и историей возникновения учения. Также на ней можно увидеть изображения людей и животных. На ступе Будда показан в человеческом образе, но видно и немало предметов, символизирующих его: рука, лотос, следы.

Необычная округлая форма святыни имеет свое значение. Ее основание возводилось из кирпича и песчаника. Внутри никаких залов нет, но в кирпичной кладке спрятаны останки великого учителя.

Окружает ступу ограждение, построенное из камня, а по сторонам света располагаются ворота, представляющие собой две гигантские колонны с изображениями животных. Они оформлены резьбой и орнаментами. Все рисунки на воротах изображают жизнь Будды во всех ее проявлениях. В таком оформлении переплетены индийская мифология и учение Будды. Через ворота всегда совершались религиозные церемонии, представляющие собой обход вокруг святыни.

Другие ступы

Помимо огромной Великой ступы, на территории Санчи расположено несколько маленький сооружений. Вторая ступа была возведена на западном склоне, недалеко от Большой. Стен нет, ограждают святыню лишь медальоны из камня с вырезанными на них людьми, животными из индийской мифологии.

На сегодняшний день весь комплекс признан исторической ценностью и внесен в список ЮНЕСКО.

Третья располагается на восточном склоне. Она представляет собой уменьшенную копию Великой ступы. Ее также окружают ворота необыкновенной красоты.

Здесь давно находились останки двух последователей Будды - Сари Путгхи и Махи Моггалана. После археологических раскопок их отвезли в Англию, но через столетие они вернулись на Родину.

Четвертая ступа сохранилась в разрушенном состоянии. Туристы могут видеть только большое основание.

Как добраться до Санчи

Все местные достопримечательности располагаются в шаговой доступности, но если вы едете с города, то можно воспользоваться следующими способами передвижения:

  1. Аренда автомобиля или такси. Это самый удобный способ передвижения. Стоит услуга будет недорого, да и доедете вы быстрее.
  2. Поезд. Если ехать на поезде из Бхапола до Санчи, дорога займет менее часа. Главное, прийти на станцию немного пораньше и купить билет стоимостью до 20 рупий. Ежедневно ходит 4 поезда в двух направлениях. Еще один поезд идет из Мумбаи, но придется совершить пересадку.
  3. Рейсовый автобус. Из Бхапола ежедневно ходит автобус. Цена билета составляет 25 рупий.
  4. Экскурсии. До ступового комплекса можно добраться в составле экскурсии. Гид расскажет не только о ступах, но и поведает о традициях и культуре Индии.

Стоимость билета

Для индийцев входной билет будет стоить 10 рупий, а вот для иностранцев стоимость составляет 250 рупий.

Сам билет похож на открытку, на которой изображены местные достопримечательности.

Приобрести билет можно прямо на вокзале в специальной кассе. Оттуда к ступе ведет тропинка со ступеньками.

Читайте также: