Индия путешествие на поезде. Железные дороги индии глазами российского путешественника

Железные дороги — прекрасный способ перемещаться по Индии. В отличие от автобуса, который может ехать вдвое дольше обещанного, поезд идет относительно по расписанию. Опоздание 40-часового поезда может составлять 4 часа — по меркам других видов транспорта это мелочи. Кроме того, поезд очень дешев. Стоимость билета во второй спальный класс (SL) — около ¼ рупии за километр (17 копеек), и при длительных переездах поезд вообще вне конкуренции. Что касается комфорта, то, несмотря на обычную индийскую грязь, у поезда есть перед автобусом три существенных козыря. Во-первых, он не тормозит как автобус перед каждой разворачивающейся рикшей (после тысячи торможений-троганий чувствуешь себя так, как будто тебя ударили по голове пыльным мешком). Во-вторых, в поезде всегда есть вода и туалет. В-третьих полотно железной дороги не содержит ухабов и поезд идет без тряски.

После нескольких долгих часов в индийском автобусе чувствуешь себя так, как будто тебя ударили по голове пыльным мешком.

Вокзал Виктория города Мумбай

Поезд едет в пригородах Варанаси.

Кто-то предпочитает для путешествий по Индии комфортный и быстрый самолет. Но если у вас не много денег, то почему бы не посмотреть через открытое окно на безграничные рисовые поля, пальмовые плантации до горизонта и закат солнца среди бамбуковых стеблей, на сельскую Индию без суеты и толп за окном? Если вы хотите испытать один из этапов погружения в Индию, увидеть одну из важных граней этой страны — езжайте на поезде.

Классы индийских поездов и виды билетов
Индийские поезда разделяются на классы. Первый класс (1st) очень дорог — примерно в 10 раз дороже, чем демократичный второй спальный (SL). Первый класс похож на спальные вагоны «СВ» и Люкс в России: вагон разделен на 2-4 местные купе с дверью. Он присутствует не во всех поездах и по цене сравним с самолетом. На практике, если вы не магнат, при путешествиях выбор из нескольких, весьма разных(!) подклассов второго класса, описанных ниже. Местные сокращенные названия классов приводятся в скобках.

Собственно второй класс (2nd) он же general class — это вагоны с сидячими местами, похожие на электричку. Такие вагоны есть и в пригородных поездах и во всех поездах дальнего следования. Билеты без мест, и никогда не заканчиваются: можно купить билет хоть за 5 минут до отхода поезда, если в другие классы уже нет билетов. Поэтому в вагонах general класса может быть много пассажиров. Очень много. Они могут занимать проходы и тамбуры, а также свисать из дверей. Народная молва говорит, что если встать с места в вагоне, вторично сесть уже невозможно. Индусы четко представляют, что у них такое же право сидеть на этом месте, что и у вас, и ведут себя непробиваемо. Выбирайте general класс, если ехать всего несколько часов или в случае крайней необходимости. Заранее покупать такие билеты смысла нет. Цена примерно на 30 процентов ниже, чем во втором спальном (SL).

Устройcтво электрички (2nd class)

Позитивные пассажиры пригородной электрички

Второй спальный класс (SL) — прекрасный бюджетный выбор и наиболее многочисленный класс в Индии. Вагон похож на российский плацкарт, только третья полка не багажная, а спальная. И решетки на окнах. В плацкартном купе 8 мест (6 обычных и два боковых). В вагоне 9 купе (72 места). Белье не выдается, хорошо иметь спальный мешок/простыню/одеяло а еще лучше и пенку. Полки грязноватые — если не стелить свою пенку, приятно хотя бы протереть влажной тряпочкой. Верхняя полка в купе обеспечивает максимальный комфорт — можно спать и никто не потревожит. Средняя днем складывается, и все обитатели купе, а зачастую и посторонние, сидят весь день на нижней полке. Верхняя боковая полка позволяет не только лежать весь день, но и сидеть, однако боковая полка и уже и короче — она хороша для низких людей. Все стекла в вагоне открываются, окна забраны решетками. Вид и вентиляция на ходу очень хорошая, бывает даже чрезмерно хорошая. В окнах бывают щели, а некоторые окна открываются сами, так что ночью на севере Индии без одеяла некомфортно. Туалеты грязноваты, но в меньшей степени, чем рисует народная молва. Мусорных корзин в вагоне нет. Объедки и даже пластиковый мусор индусские пассажиры выкидывают в открытые окна.

Вагон второго спального класса (SL)

Второй кондиционированный класс с 3 полками (3AC) по компоновке похож на предыдущий класс SL (72 места, 9 купе). Стекла на окнах не открываются, нет решеток, работает кондиционер и выдают белье. Стоит в 2 раза дороже, чем SL. В нем можно отдохнуть от жары, влажности (особенно во время муссона) и вечного индийского шума. Полки, туалеты и обстановка в 3АС чище и цивильнее, чем в SL. Пассажиры более богатые и образованные. Но на полу бывает грязно: мусорных корзин не предусмотрено, а окно закрыто.

Второй кондиционированный класс с 2 полками (2AC) отличается от 3AC только количеством полок. В нем ездят еще более состоятельные люди, и там чище всего, хотя в первом классе еще чище. Купе отделяется от прохода занавеской. Стоит в 3 раза дороже, чем SL

В дневных поездах бывают другие подклассы, например сидячие вагоны (chair-car) с креслами как в самолете и кондиционером.

Покупка билетов
Билеты в general class купить просто: в кассах unreserved tickets на вокзале в любое время, хоть за 5 минут до отправления. Там же продаются билеты на электрички.

Билеты в остальные классы (с местами) — в кассах reserved tickets (работают с 8 утра до 7 вечера, и в воскресенье с 8 утра до обеда) и в интернете. Турагентства также заказывают билеты через интернет и берут за свои услуги от 30 до 80 рупий с билета в случае честного агентства. А нечестное билет класса SL на 1000 километров вместо 300 рупий может продавать за 1200.

Основная тактика при покупке билетов на дальние расстояния — купить билет заранее, пока есть места. Максимальный срок продажи — 60 дней, но и за 1-3 недели как правило билеты еще есть (исключение — праздники). Если передумаете, билет можно сдать обратно. Некоторые турагентства выкупают билеты заранее для продажи их перед поездом втридорога, а оставшиеся сдают обратно.

Покупка бумажных билетов на вокзале начинается с заполнения бланка запроса (reservation slip): откуда, куда, каким поездом, каким классом и сколько человек поедут. Один билет можно купить на большую компанию пассажиров, паспорта при покупке не спрашивают. Данные паспорта и даже адрес пассажиров заносятся в бланк запроса, но в билете регистрируются только имена и возраст, остальное никто не проверяет. Чистый бланк можно получить в кассе или в справочном бюро (enquiry) без очереди, а заполнить в очереди в кассу. Стоящие рядом индусы помогут. Если на какой-то поезд или в какой-то класс не окажется мест, кассир скажет вам, что следует исправить в бланке. Главное — убедить кассира, что вам очень нужно ехать именно в этот город к такому-то сроку. В Индии, если вы не уговариваете, не повторяете по 3 раза — значит вам не так уж и нужно. При четвертом повторе вы сразу почувствуете, что вас выделили из толпы других, на вас обращают внимание и готовы помочь. Для женщин в кассу бывает отдельная очередь, но если ее нет, то можно встать в начало обычной.

В Индии, если вы не уговариваете, не повторяете по 3 раза — значит, вам не так уж и нужно.

Купить электронный билет (e-ticket) можно на http://cleartrip.com/trains/ (с небольшой наценкой, но есть поиск по названию города, а не станции, а также проверка наличия билетов) или на дочернем сайте индийских железных дорог http://irctc.co.in — здесь сначала надо зарегистрироваться, а при заказе точно указать название станции (а не города) отправления и назначения (можно выяснить поиском на предыдущем сайте). На втором сайте из огромного разнообразия средств оплатить билет (счет в индийском банке, всевозможные виды переводов, множество платежных шлюзов) для карт Visa classic хорошо работает шлюз AXIS PG. Не перепутайте e-ticket c i-ticket-ом: первый покупается по интернету, и вы получаете форму для распечатки, и это то, что нужно; второй доставляется курьером по почтовому адресу.

Сдать бумажный билет можно в кассе на вокзале, а электронный — только на сайте, где вы его купили (деньги вернут на карточку). Более 24 часов до отправления потеря составит 20-30 рупий, от 4 до 24 часов возвращается 75%, менее 4 часов — 50%.

После подготовки чарта (списка пассажиров) за 4-6 часов до отправления билеты с местами перестают продаваться, даже если есть свободные места. Но можно купить билет general класса (без места), а потом пойти в ticket collector office и попросить сконвертировать его в билет спального или AC-класса. При наличии свободных мест берут разницу стоимости, выдают квитанцию о конвертации в другой класс (с указанием мест) и вписывают ручкой ваше имя в распечатку чарта.

Поезда иногда опаздывают, поэтому, если планируется пересадка с одного поезда на другой, разумно заложить запас примерно в 10-20% от общего времени движения поезда. Длительные поезда, могут опаздывать на более долгое время, чем короткие.

Покупка билетов, если нет мест: квоты и листы ожидания
Все места, в отличие от России, подразделяются на несколько групп — квот (quota), одна квота может уже закончиться, а по другой места еще доступны. Общая квота (general quota) продается всем желающим в интернете, и в кассах за 60 дней и эти билеты обычно кончаются первыми. Билеты по квоте tatkal (с наценкой около 30% к тарифу) начинают продаваться за 2 дня до поездки. Почти всегда рано утром за 2 дня можно купить эти билеты с наценкой, даже если в общей квоте давно нет мест. Tatkal-билеты продаются всем и в интернете, и в кассах. Foreign quota продается только иностранцам и только в кассах вокзалов (если на вокзале несколько касс, то такие билеты могут продаваться толко в одной). Эта квота есть не на все поезда, но часто бывает нераскупленной, так как большинство иностранцев покупает билеты через интернет и турфирмы. Стоимость билета как в general quota, требуется паспорт. Есть много других малополезных квот: ladies — для женщин (я не видел, чтобы при отсутствии билетов по general quota, когда-нибудь были в наличии женские билеты), defence — для индийских военных, senior citizen — для пожилых людей.

Количество доступных билетов по general и tatkal квотам проще всего узнать на сайте http://cleartrip.com/trains/ . Узнать количество билетов по foreign quota сложнее. Сначала нужно узнать номер поезда на вышеупомянутом сайте, далее на сайте http://indianrail.gov.in можно узнать наличие билетов на этот поезд по любой квоте. Если билетов по запрошенной квоте нету, вы увидите статус WL (лист ожидания) или RAC (reservation against cancellation). Билет со статусом RAC обычно означает наличие мест, но не полностью. Например двум RAC-пассажирам (даже абсолютно посторонним) могут выдать одну нижнюю полку на двоих в расчете на то, что они будут сидеть на ней, а не лежать. Если в пути какие-то места освободятся — контролер придет и выдаст каждому отдельное место. WL — означает отсутствие места. Покупая такой билет, вы не получаете место, но автоматически становитесь в очередь на него. Если какие-то пассажиры сдают билеты, то сначала RAC — пассажиры получат отдельные места, а оставшиеся места раздадут пассажирам WL. Билет со статусом WL 30, это значит, что если 30 людей сдадут билеты, то вы получите место, если нет — не получите. Если до отхода поезда осталась неделя и в листе ожидания несколько десятков мест, есть реальная возможность получить место. Но гарантии нет.

Практика проезда

Если у вас билет с местом (статус confirmed, номер вагона (coach) и места (berth) указан в билете), то вам не о чем беспокоиться. Номера вагонов SL-класса (спального): S1, S2, S3, 3AC-класса: B1, B2, B3, 2AC-класса: A1, A2, A3. На крупных вокзалах на платформах висят табло, отображающие, какой вагон остановится в этом месте платформы. На более мелких на платформе размечены места остановки вагонов по счету от локомотива, и, на каком месте остановится ваш вагон, можно узнать в справочном бюро. На вагоне висит наклеенный чарт (chart) — список пассажиров вагона.

Если же вы купили билет со статусом RAC или WL, то перед отправлением нужно посмотреть актуальный статус своего билета в другом чарте (на стенде или в конторе ticket collector office). Также его можно узнать в справочном бюро на любой станции или на сайте http://indianrail.gov.in , введя номер, напечатанный на билете в графе PNR.

Бумажный WL-билет можно сдать и получить полную сумму, а можно ехать по нему без места. Электронный билет, все пассажиры которого остались в чарте со статусом WL, автоматически аннулируется и деньги возвращаются на карточку (если хотя бы один пассажир имеет статус RAC или confirmed, ехать могут все, но с местом будет только один). Если у вас электронный билет со статусом WL в чарте (то есть, недействительный для проезда), а ехать обязательно надо — купите в кассе бумажный билет со статусом WL в ваш класс или билет в general class. Ехать без места в менее переполненном SL — классе комфортнее, чем в общем (хотя и на 30% дороже).

В поезде пассажиры без мест выискивают, куда бы сесть. На нижней полке (3 места) днем может сидеть до 6 человек. Вечером хозяева мест укладываются спать и сгоняют лишних пассажиров. Любые требования нужно много раз (не менее трех) повторять по-английски: «вы должны сидеть на своем месте!», «вы должны класть багаж под свое место!». Если вы хотите спать, а на вашу верхнюю полку сложили багаж, нужно попросить снять его, но долго разбираться не стоит — просто снимайте чужой багаж со своей полки и бросайте в проход. В Индии такая наглость считается нормальной. Если же вы едете без места, то вы можете спать днем на верхней полке, когда индусы все равно сидят на нижней. Ночью придется спать на полу или сидя.

Если вы хотите спать, а на вашу верхнюю полку сложили багаж, нужно попросить снять его, но долго разбираться не стоит — просто снимайте чужой багаж со своей полки и бросайте в проход. В Индии такая наглость считается нормальной.

Проводников в вагонах нету, и при посадке билеты и документы не проверяют. Более или менее регулярно проходит контролер (TTE — train ticket enquiry). Он проверяет билеты и решает конфликты из-за мест. Проверка билетов состоит в сопоставлении имени на билете, в паспорте и в чарте. Для электронного билета достаточно иметь паспорт хотя бы одному из пассажиров в билете. В бумажном билете фамилии вообще не печатаются, только пол и возраст, но паспорт по правилам все равно иметь надо.

Слово контролера — веский аргумент. Он может вам помочь, например, если у нескольких людей билеты в разных вагонах и нужно с кем-нибудь поменяться. Иногда могут и выдать неизвестно откуда взявшиеся места. Главное — убедите контролера, что его помощь вам очень нужна, что вам некомфортно спать с индусом на одном месте, что вы на него надеетесь, что если вдруг что освободится... и повторять это разными словами много раз. Многие индусы в поезде говорят, что контролер поможет, если дать ему немного денег — рупий 50 или 100, но мы встречались и с контролером, который наотрез отказывался брать деньги, потому что помогал нам из чистого гостеприимства. Некоторые контролеры, впрочем, деньги берут.

Если у вас билет со статусом confirmed, вы можете спокойно ехать на своем месте

Быт на колесах
Багаж складывается под нижнюю полку, но рундуков нету, так что принято от воров пристегивать сумки к петлям под полкой специальными цепями (продаются вагонными торговцами и на вокзалах). Рюкзаки от «наглой кражи» (взял чужую сумку и пошел) можно пристегивать боковыми стяжками, но для безопасности принято на ночь брать сумку с собой на верхнюю и среднюю полку. Индусы обыкновенно спят на сумке, даже на большой, как на подушке. Мне удобнее спать головой к проходу и класть рюкзак вдоль в ногах ближе к стенке. На верхней полке в SL-классе его можно даже пристегнуть к решетке сверху в полувисячем состоянии. Спать с сумкой на узкой и короткой верхней боковой полке очень неудобно. В крайнем случае можно брать с собой на полку только рюкзачок с ценными вещами.

Проводников в поезде нету, двери вагонов и туалетов всегда открыты. В каждом вагоне 4 туалета и два дополнительных умывальника в тамбуре, так что очереди в них я никогда не замечал. Если есть кружка, можно из нее мыть голову, иначе за сутки жаркого-пыльного-ветренного пути загрязняешься очень сильно.

Брать еду в поезд или наедаться перед посадкой не нужно. Персонал вагона-ресторана регулярно разносит горячие блюда. Цены нормальные и блюда как минимум съедобны (а бывают и вообще кулинарные шедевры, вроде традиционных пирожков самоса c пылу с жару). Тарелка тали стоит 40-50 рупий, два пирожка — 10 рупий, чай и кофе — 4-5 рупий маленький стаканчик, омлет — 15 рупий. Многочисленные самодеятельные разносчики (отличаются отсутствием формы) также разносят еду по поезду и на станциях через окно вагона, но она обычно не горячая, за исключением пирожков. Особенно часты разносчики чая, которые работают примерно с 5 часов утра до часу ночи, так что в любое время суток вагон наполнен выкриками «Ча! Ча!» (чай, чай!). Также продается вода в бутылках, соки, фрукты, сладости и даже ласси в заводской упаковке (кисломолочный напиток «снежок»).

B любое время суток вагон наполнен выкриками «Ча! Ча!» (чай, чай!)

Популярный салат из бобовых и лука женщина готовит, расстелив скатерть прямо на полу тамбура. Еда из вагона-ресторана надежнее (разносчики ее носят клечатую форму).

Очень пригодится в поезде туалетная бумага, мыло и пакеты для мусора (если вы не хотите, уподобляясь индусам, выбрасывать пластиковый мусор в окно). В любом классе полезен легкий спальный мешок или одеяло: в спальном вагоне по ночам дует из окон, а в AC наяривает кондиционер. Индусы, опасаясь кражи, не оставляют обувь на полу: владельцы верхних полок кладут ее на решетку вентилятора под потолком, а нижних — прямо на полку в ноги или сбоку.

Индусы-пассажиры очень любопытны и даже чрезмерно открыты. Они будут заводить с вами разговоры, самое меньшее — интересоваться, из какой вы страны. Некоторое поведение индусов совершенно непривычно нам: например, мужчины могут ехать, обняв друг друга или держа за руку. Никаких намеков на нетрадиционную ориентацию это не несет, таким образом они только выражают мужскую дружбу и доверие друг к другу. Если вы сядете вплотную к индусу, он не будет отодвигаться — для него ехать тесно бок о бок с незнакомым человеком — нормально. Если же вы отодвинетесь, между вами может сесть еще один индус. Никакой зоны личного пространства снаружи индуса не существует. Не удивляйтесь, если сосед по купе положит вам руку на колено с выкриком «Name!» или «From?!». Просто он плохо знает английский, а говорить громко или даже кричать — это нормальная интонация голоса. В переводе на русский: «Как звать-то тебя, родной?», «Откуда приехал, хлопец?», любопытство, нормальное расположение, доверие. Если же индус попытается прикоснуться к женщине, она отреагирует пронзительным, душераздирающим, предупредительным визгом: «Не подходи близко!». Поэтому, чтобы избежать лишнего шума, для женщин выделяются отдельные купе и вагоны, и при покупке билета вы обязательно увидите вопрос про пол каждого пассажира. Некоторые индусы будут проходить мимо европейской женщины нарочито неловко, чтобы прикоснуться к ней под видом случайного столкновения.

Никакой зоны личного пространства снаружи индуса не существует.

По поезду ходят нищие. Некоторые поют и трясут громкими погремушками, изображая музыку (с берушами будет спокойнее), другие подметают вагон: ползают в грязной одежде под полками с веником или грязной тряпкой, после чего просят денег. Иногда подметальщики ходят очень часто: чаще, чем раз в час. Деньги давать не обязательно, да и вредно по-моему поддерживать такой нечеловеческий и унизительный способ заработка. Опять же, следите за своей обувью, а лучше кладите ее на полку.

Полезные свойства вокзалов

Входы в вокзал и прилежащие территории грязные, много назойливых нищих, а по ночам прямо на тротуаре вповалку спят индусы. Кроме того, здесь работают вокзальные зазывалы, навязчиво предлагая свою рикшу или турагентство или гостиницу. Не обращайте на них внимания и не объясняйте, что вы ищете, иначе в ответ вам скажут, что ваша гостиница на ремонте (но у них есть другая хорошая на примете), а касса для иностранцев давно сгорела (но они могут показать вам, где можно достать билеты). Вход в вокзал и вход в кассы — разные.

Внутри вокзала уже гораздо спокойнее, а на платформе — совсем полный покой. Многие индусы в ожидании поезда спят, завернувшись в одеяло, прямо на платформе.

На вокзале практически всегда (мы не проверяли только на совсем маленьких станциях) есть камера хранения (cloakroom), которая работает круглосуточно с тремя-четырьмя перерывами по 15 минут. Плата за место — 10 рупий за одни сутки. Камера хранения хороша, если при стыковке поездов есть свободный день — тогда можно погулять по незнакомому индийскому городу налегке. Если предупредить персонал заранее, то можно хранить багаж, скажем, 20 дней, плата при этом рассчитывается по таблице, например 19 дней стоит 277 рупий. В камере хранения на станции Локмания-Тилак (Мумбай) при этом нас предупредили, что забрать багаж нужно до истечения календарного месяца.

В зале ожидания можно помыться и воспользоваться розеткой, туалеты, также, часто находятся в залах ожидания. Залы ожидания подразделяются по классам в зависимости от билетов. Для женщин предусмотрен отдельный зал, в котором впрочем можно увидеть и мужчин. Есть отдельные залы ожидания с кроватями (dormitory), стоимостью __ рупий в сутки за кровать, а также вокзальные комнаты отдыха, которые сдаются целиком по принципу гостиничных номеров.

В Ticket collector office можно проверить статус своего билета перед отходом поезда, если сами вы не нашли чарт на стенде или не смогли в нем разобраться. Кроме того, сюда, в отличие от справочного бюро, никогда не бывает очереди.

Кафе на индийских вокзалах — не чета сосисочным и закусочным на российских, обычно не хуже чем в городе. В любое из них можно без опасности для кошелька и желудка заходить. Даже на совсем маленьких станциях, где останавливается один поезд в сутки, будет хотя бы кафетерий (tea stall). Кафе на вокзалах как и вагоны-рестораны принадлежат IRCTС — тому же подразделению индийских железных дорог, которое продает электронные билеты. На крупных вокзалах есть и альтернативные кафе, тоже приличные.

Пассажиры на плаформе ждут поезда

Мы поехать на железнодорожный вокзал.
Нам был нужен поезд до Каджурахо – места, где на храмах изображена по сути дела порнография: фрагменты из Камасутры .
Ресепшен постоялого двора откуда мы рассматривали проплывающие по Гангу трупы не смог нам помочь, ибо сайт бронирования жд билетов глухо висел с прошлого вечера.
Заходим на вокзал…
Мама дорогая!
Цыганский табор покажется белым мягким и пушистым, чем то что лежит на полу.

Где тут у вас билеты покупают?
Ага! : направляют в отдельно стоящий зал бронирования .
Перед тем как что-то покупать в кассе, надо заполнить бумажку, где указать направление, конечный пункт прибытия, имена и возраст пассажиров.

Выясняется, что поезд до Каджурахо ходит 3 раза в неделю и мы как назло попали в тот день, когда он не ходит.
Нам советуют сходить в основное здание – там есть бюро продажи билетов специально для туристов.
Поход ни о чем – там бронируют билеты на несколько дней вперёд – на заранее, но поход все же успешный: полицейский как-то хитро улыбаясь предлагает нам билеты без места, просто посадочные на поезд до города Sotna .
– А уж из него вам на машине до Каджурахо ехать 2 часа.
Вроде бы все неплохо, но уж больно хитро улыбается полицейский.
Все же решаем рискнуть

Нас проводят с заднего хода в кассу, там за 30 рупий мы покупаем посадочные.
Потом Андрей просит провести нас к контролеру, так чтобы он подтвердил наши возможные места.
Контролёр подтверждает и пишет на бумажке наши места.

Да, все нормально. Поэтому предлагаю алгоритм покупки жд билетов в Индии:

Покупаете посадочный билет без места.
Садитесь на любое свободное место в вагоне такого класса – какой в вашем посадочном.
Ждете когда подойдет контролер и оплачиваете ему остаток денег – за место

Индийская чугунка немного похожа на наши плацкартные вагоны и в тоже время не похожа.
Напишу о тех вагонах, в которых довелось ездить:
Вагон 3 класса AC : это наш плацкартный вагон, если добавить в него третью спальную полку. Одно “купе” рассчитано на 6 человек + 3 места сбоку.
Что не говори – наши плацкарты гуманнее: 4 + 2 боковых.
В режиме поездки люди в отдельно взятом участке вагона сосредоточены так:
три + три обычно сидят на нижней полке лицом друг к другу как в электричке. Если кто-то сразу решил пойти спать – лезет на третью полку
На боковых местах: обычно кто-то лежит на верхней и один лежит на нижней, а где третий – черт его знает где, видимо присоединяется к 3+3 …
Вообщем выглядит это вот так:

Средняя полка используется как спинка сидения снизу, а верхняя (третья) всегда в разложенном состоянии.
Проводник разносит постельное белье, предварительно стряхнув с него тараканов (простыня, полотенце и шерстяное одеяло).
Цвет белья серый.

Боковые места и “купе” завешаны шторами, так, что когда входишь в вагон и идешь по узкому коридору мимо штор главное смотреть в оба и не стукнуться лицом о грязную пятку торчащую из-за занавески.
Так же в вагоне принято пердеть и рыгать – а зачем себя сдерживать-то?

В вагоне есть кондиционер, который фигачит холод так, что приходится ходить в тамбур греться.
Проводник спит в тамбуре, на специальной полке.

В тамбуре по 2 туалета: один с обсосанным толчком, другой с дыркой в полу – типа сортир.
В тамбуре не закрываются двери на улицу, так, что приходится держаться за что-то, чтобы не вылететь на полном ходу на улицу, если вагон качнет.
Курить можно в тамбуре около туалетов, это помогает не нюхать стойкий запах мочи…

Вагон 2 класса AC , тоже самое, что 3 класс, только компоновка как у нашего плацкартного вагона: 4 + 2 сбоку
Еще ездили в вагоне что-то типа электрички.
По-моему это общий вагон без класса.
Отличительная черта такого вагона – на потолке вентиляторы.
Окна за решеткой и без стекол.
Вернее стекла можно опустить, если на улице нет дождя.
Мне понравилась эта электричка: не холодно, можно курить в окно. Вот примерно, что это собой представляет:

Мы зашли в вагон.
Сели на свободные места.
Рядом сидело два молодых парня и один работяга. Двое сразу же пересели в другое место, как только мы открыли бутылку рома.
Работяга смотрел на нас как на пришельцев.
Пить ром отказался, но съел все чипсы и печение которыми мы его угостили.
Потом при удобном случае пересел в другое место.
Так что ехали втроем на двух скамейках (положено 6 человек).
Где-то через минут 15 после начала движения состава подошел кондуктор.
Сразу же в вагоне освободилось 50% скамеек. Я так понял, что кто не хочет платить за место – едет стоя.
Мы выкупили места, что-то по 150 рупий с человека.
Так что, кто не хочет платить за место – едут сидя на корточках в тамбуре или стоя. Как этот парень на фото сзади нас:

Тем временем поезд до Каджурахо тащился как черепаха, постоянно останавливаясь и пропуская встречные составы. А потом еще пошел такой ливень, что показалось, что стоянка в глухом месте, среди каких-то кустов будет вечной. Тем временем кондиционер разошелся не на шутку и мне приходилось выбегать в тамбур для согрева.
Мы ехали с Олегом в одном купе, а Андрей в другом вагоне – классом повыше. Я сходил к нему, так чтобы предупредить, что через 30 минут ожидается наша станция.
Захожу в его вагон – а там все в занавесках и не понятно где его искать. Не будешь же все их раздвигать и смотреть кто в домике живет. Выручил индус

  • Уууу, ааа… что то сказал и радостно на купе показал.
    Смотрю, Андрюха сидит на скамеечке, а напротив бабушка лежит и спит на нижней полке. Ты, Андрюха, зачем бабушку…?
    Договорились, что встречаемся на платформе через 30 минут, как будет наша станция.
    Встретились и пошли на выход в город. Тут уже таксисты подоспели.

  • Сколько будет до Каджурахо ? 1500? Нет, давай за 1200. Согласен? Поехали.

То есть расстояние в 100 с лишним км на троих на комфортабельном джипе формой похожего на G-класс Мерседес нам обходилось по 300 рублей на человека. Вот бы в Москве такие цены на такси иметь…

По пути заехали в винный магазин и купили рома и джина (я местный ром не полюбил – очень сладкий он для меня – и пил исключительно джин).
Едем по узким дорогам, водитель по и дело сворачивает в кювет, уходя от столкновения с встречными грузовиками и автобусами. Но и сам периодически сгоняет на обочину легковушки и моторикши.
Поэтому я понял индийские ПДД так: у кого в Индии машина больше – тот имеет преимущество на дороге .

Все ночью едут с дальним светом. Как они что-то видят на дороге после того как расходятся и не врезаются в пасущихся на дороге коров – для меня загадка.
Коровы кстати – реально задолбали. Я пожалуй теперь откажусь от говядины и буду есть курицу и овощи. Как индус…

Приехали в Каджурахо мы около 23:00.
На улицах пустынно. Заметно, что деревня (а это деревня) живет зажиточно из-за своих широко известных храмов.
На окраине замечены указатели на Холлидэй Инн и другие сетевые отели. Ну, а мы едем в отель Harmony , который забронировали через интернет
Все отели Каджурахо

5 /5 (11 )

Не смотря на то, что Индия вторая по населению страна на планете, по загруженности железнодорожных линий она неизменно занимает первое место, намного опережая Китай. Роль железнодорожного сообщения для Индии трудно переоценить, его можно сравнить с ролью кровеносной системы для человеческого организма. По самым скромным подсчетам в год Индийские поезда перевозят около 6 миллиардов человек и около 350 миллионов тонн грузов. Само собой разумеется, что поезда это самый популярный вид транспорта в Индии.

Путь на в любом случае лежит через Индию. Не исключено, что во время своего путешествия на Андаманы Вы захотите прокатиться на поезде. Здесь нет ничего удивительного ведь это удобно, недорого и весьма интересно. Цены на билеты на поезд в Индии значительно ниже, чем в России, хотя конечно и здесь существует множество классов отвечающих за уровень комфорта. Как и во всем мире: чем выше комфорт – тем выше цена. В индийских поездах есть вагоны, которые больше напоминают дворцы на колёсах и есть такие, где можно ехать практически бесплатно, конечно если вас не смущает соседство с толпой индийских бродяг.

Пассажирские классы в поездах

Всего существует 10 классов: 1A, 2A, First, 3A, 3E, CC, EC, SL, 2S, UR. Здесь они выстроены в порядке убывания комфорта и стоимости, начнём с самого низа, там самое интересное.

  • UR (Unreserved)

    Это самый низший класс размещения в индийских поездах. Билеты сюда стоят копейки, но их все равно мало кто покупает. Как правило, индийская железнодорожная полиция смотрит сквозь пальцы на «зайцев», которые осмеливаются путешествовать этим классом. Дело в том, что обычно кондукторы не могут даже втиснуться в эти вагоны, чтобы проверить билеты. Вагоны этого класса забиты разными индийскими бродягами и нищими. Приготовьтесь работать локтями и стоять на кончиках пальцев. Здесь можно стать свидетелем того, как люди забираются в вагон буквально по головам. Однако если очень нужно ехать дальше, а приобрести билет не удалось, то это решение может вас выручить, особенно если ехать предстоит всего несколько часов.
  • 2S (Seater class) — здесь у пассажира появляется своё место, куда можно элементарно сесть. Место для сидения не отличается комфортом и о кондиционере в вагоне можно только мечтать, однако для поездки на 2-4 часа вполне сгодится.
  • SC (Sleeper class) – это самый популярный класс для пассажирских поездок в Индии. Как правило больше всего вагонов в поезде отводятся именно под этот класс, поэтому приобрести на него билеты проще. Из названия становится понятно, что это класс где можно даже поспать. Его можно сравнить с нашими плацкартными вагонами, только потолки здесь выше, и третья полка тоже отводится под место для пассажира. Здесь уже стараются гонять безбилетников и даже иногда прибираться. Кондиционеров нет, но вагон хорошо обдувается из окон и оснащён множеством вентиляторов под потолком, которые не дают воздуху раскалиться в то время когда поезд стоит. Если вы планируете путешествовать этим классом на дальние расстояния, то рекомендуем прихватить с собой какую-нибудь накидку или простыню, чтобы можно было постелить на полку и поспать.
  • EC (Executive class chair car) Этот класс доступен только на определённом виде поездов — Shatabdi Express. Здесь вас ждут удобные кресла, расположенные по 4 в ряд и кондиционер. Используется для дневных поездок.
  • AC (AC chair car)

    Это примерно тоже самое что и предыдущий класс. Здесь вас ждёт кондиционер и удобные сиденья, похожие на те, что устанавливаются в самолетах. Здесь относительно чисто, как на местах, так и в уборных комнатах. Используется чаще всего для дневных поездок.
  • 3E (AC three tier) Это такой плацкартный вагон повышенной комфортности. Здесь тоже по три полки на каждой стороне, но все чище и приятней чем в SC. Плюс к этому вагон оборудован кондиционером. Жалко, что пока этот класс встречается только на поездах Garib Rath Trains. Такие вагоны могли бы быть отличной альтернативой для тех, кто не хочет переплачивать за купе, но боится оказаться на грязной полке. Постельные принадлежности не входят в стоимость билета на поезд.
  • 3А (AC three tier)

    Из названия уже можно догадаться, что этот класс может похвастаться наличием кондиционера. Здесь тоже относительно чисто и опрятно. Для сравнения снова придётся привести наши плацкартные вагоны, только здесь по три мягкие полки в отделении плацкарта и по две вдоль правой стенки. Так называемых «зайцев» в этом классе уже не встретишь. Данные вагоны, пожалуй, являются наиболее популярными у европейских туристов, путешествующих по Индии. Постельные принадлежности уже входят в стоимость билета.
  • FC (First class) Сейчас этот класс на железной дороге Индии встретить очень сложно. Только на узкоколейных поездах где-нибудь в глубинке. По сути это купейные вагоны с четырьмя койками со всеми удобствами, но без кондиционера.
  • 2А (AC-Two tier) Этот класс представляет собой нечто среднее между плацкартным и купейным вагоном. Он может похвастаться кондиционером и тем, что в отделениях всего по две мягкие полки с каждой стороны. Помимо этого здесь есть такие приятные мелочи как лампы для чтения и розетки для подзарядки электронных гаджетов. Главное отличие от купе в том, что вместо стен и дверей от коридора отделения огорожены только занавеской.
  • 1А (First class AC)

    Ну и наконец, самый дорогой и самый комфортный способ путешествовать по Индии – первый класс. Не трудно догадаться, что это купе с четырьмя полками в каждой, с кондиционером, лампами для чтения, с индивидуальными розетками, бельем, столиком и т.д. Ухоженные туалеты европейского типа и чистые напольные ковры. Такими вагонами комплектуются поезда в Индии, которые курсируют между крупными городами. Несмотря на высокую стоимость достать билеты в этот класс не так просто.

Кроме стандартных поездов с вагонами перечисленных классов, по железной дороге Индии курсируют шикарные поезда с индивидуальным интерьером. У каждого такого поезда как у корабля есть своё имя, например: The Golden Chariot, Palace on Wheels, Indian Maharaja, Royal Rajasthan on Wheels и так далее. Так например легендарный поезд «Экспресс Махараджей» может похвастаться шикарной меблировкой из дорогих пород дерева и кожи, роскошными коврами. Кроме ресторана и спален с двухместными кроватями и душем, гостям предлагаются кабинеты для деловых переговоров. Стоимость недельного путешествия на этом поезде через всю Индию может достигать 20000$

В данной статье рассмотрим экстремальный вид туризма. Я расскажу как мы путешествовали по Индии на поезде. Знакомство с индийским поездом у меня произошло в Тивиме (штат Гоа). Мы тогда только начали свое путешествие по Индии и решили выехать из Гоа в Карнатаку. В Гокарне нас ждали друзья и мы держали свой курс туда. С расписанием и билетами там дела обстоят непросто и запутанно, поэтому мы решили не покупать билеты и просто дождались поезд и сели в него. Поезд загудел и тронулся, все мы были в хорошем настроении. Мы ехали около часа и затем разговорились с попутчиками из Индии.

    Where you going?

    Gokarna, and you?

    Mumbai

Но что-то во взгляде нашего попутчика настораживало и мы задумались: А туда ли мы вообще едем? Начали спрашивать у всех куда идет поезд и оказалась, что карма нас наказала за билеты, которые мы не купили. Поезд, который ехал в Мумбаи мчал в противоположном направлении.

С некоторыми индийцами общаться не так просто, даже если хорошо знаешь английский. Мы интересовались у новых индийских друзей как нам попасть в Гокарну. На что нам ответили: выходите и садитесь на поезд в другую сторону. Это вполне логично, но что произошло дальше нас сильно позабавило. Мы выходим со своими вещами, кстати нас было 9 человек, поезд отъезжает, а на той стороне где должна быть станция, нет ничего. Просто лес. Мы вышли на станции, на которой редко кто останавливается.

Однако нам повезло, на станции были индийские полицейские. Они договорились с микроавтобусом который, не бесплатно конечно, но недорого отвез нас к начальной точке нашего путешествия в Тивим. До Гокарны мы решили добираться уже не на поезде.

Чистота

Усвоив урок, в следующий раз мы взяли билеты. И хотелось бы коснуться вопроса чистоты в поездах. Когда вспомнил меня аж передернуло, потому что некоторое время по Индии мы ходили босиком. А в поездах Индии царит жуткая антисанитария. Перед тем как поесть иногда приходится стряхнуть со стола таракана, а в ногу порой может врезаться крыса. Но индийцы с любовью трепетом относятся ко всему живому и даже подкармливают обитателей поездов.

Сколько времени стоим?

Как я уже говорил с расписанием поездов в Индии творится что-то невообразимое. Однажды услышав, что стоянка составит приличное время, мы решили перейти в другой вагон чтобы занять места поудобнее. Но когда мы шли по перрону поезд тронулся и стал стремительно набирать скорость. Многие еще пытались втиснуться в двери движущихся вагонов, поэтому мы побежали в другие двери. Со всеми нашими вещами.

Я нес свой рюкзак и сумку девушки. Добежал до двери и закинул сумку, быстро поднялся по ступенькам. Ни разу не видел чтобы состав так быстро трогался. Непонятно куда спешил машинист, ему было абсолютно все равно что не все сели. Девушка бежала с ребенком на руках. Я дотянулся, взял ребенка и повалился на людей в тамбуре. Поезд набрал такую скорость что девушка уже не успевала добежать. Но протянутые руки индийцев ее схватили и затащили в вагон. Что я тогда чувствовал словами передать вряд ли получиться. Мы хорошенько пощекотали себе нервы и немного успокоиться помогла только выкуренная биди.

Как кильки в банке

И еще помню момент когда нам нужно было доехать в Ришикеш. Поезд был бесплатный или что-то вроде того. Но ехать нужно было сутки. Было жарко и мы решили закрутить чарас в тамбуре. Двери не закрывались и дул освежающий ветерок.

Нам настойчиво говорили индийцы, чтобы мы заняли места. На следующей станции мы поняли почему. Там на перроне людей было больше, чем в метро. Все зашли и без стеснения сели на пол, на двери. В общем люди были везде и плотно прижимались друг к другу. Но не парились и пели песни. Кстати очень красиво пели. Всю ночь поезд издавал гудки, потому что в Индии не оборудованы железнодорожные переезды.

Индийцы спрашивали меня:

  • It is iphone? A how much?
  • I don`t no, - отвечал я, - It`s present.

Понимая, что если скажу «тысячу баксов», могу и не доехать до следующей станции. Ближе к концу поезд ки, освободилось место на верхней полке для вещей и я смог прилечь туда и отдохнуть.

Внимание

Индия хоть и располагает атмосферой расслабленности и умиротворения, но иногда нужно быть предельно внимательным. Так на ЖД вокзале в Варанаси у нашей подруги украли сумку в которой была камера стоимостью около 150 тысяч рублей (она работала фотографом), деньги и паспорт.

Билетов нет

Иногда в Индии проводятся большие праздники на которые съезжаются паломники со всей страны и из-за рубежа. В такие моменты если ты не «мэстный», тебе не продадут билет. Так чуть не сорвалась одна наша поездка, но мы встретили доброго человека который помог нам добраться до нужного места.

Вывод

Вот примерно такие впечатления у меня о путешествие на поезде по Индии. И конечно же несмотря ни на что, все это было интересно и увлекательно, но если вы любите комфорт, тогда поезда не ваш транспорт. Хотя, если вы действительно любите комфорт, тогда наверное, Индия не та страна в которую вам лучше отправиться.

Читайте также: