Автопутешествия по сахалину. Путешествие на сахалин. ЮГ. Рыбаки, серферы и каменные лица

Рассказывает о том, как спланировать путешествие на Сахалин и что смотреть вокруг.

Мыс Великан

На что обратить внимание при планировании?

Перелет

Москва - Южно-Сахалинск. Время в полете - 8 часов.
Регулярные рейсы из Москвы выполняют «Аэрофлот» и «Россия». Стоимость билетов в сентябре - 24–26 тысяч рублей туда-обратно, летом, в сезон, цены становятся в два-три раза выше.

Прогноз погоды

Сентябрь - хороший месяц для посещения острова. На прогноз в интернете лучше не ориентироваться. Погода здесь очень переменчива: утром может быть пасмурно, потом из-за туч выходит солнце, в одной части острова - серо и идет дождь, в другой - солнечно.

Мне очень повезло, на острове я застала бабье лето, в последние дни моего путешествия было по-летнему тепло. Только в один день обещали шторм c усилением ветра до 35–40 метров в секунду, но обошлось - весь день шел ливень, упало несколько деревьев.

Одежда

Cтандартный набор - кроссовки, трекинговые ботинки, пуховик Uniqlo, ветровка The North Face и купальник! Прилетела я в джинсовке - было тепло.

Южно-Сахалинск

Любое путешествие по Сахалину начинается отсюда.
Основан в 1882 году как поселок каторжан Владимировка. С 1905 по 1945 годы находился в составе Японии под названием Тоёхара. В 1946 году переименован в Южно-Сахалинск.

Что делать в Южно-Сахалинске?

Прогуляться по лучшему горнолыжному курорту на Дальнем Востоке - «Горному воздуху» . 
 По секретным данным, здесь будут делать второй «Роза Хутор», и его сейчас активно развивают. Горнолыжный комплекс, кстати, используется как тренировочная база наших спортсменов.
 «Горный воздух» находится практически в центре города, надо пройти весь проспект Победы и оказаться у подножия горы. Две очереди канаток, протяженность трасс - 25 километров. Цена подъемника не в сезон - 300 рублей, тарифы можно посмотреть .

Адрес: ул. Горный воздух, Лит. В, Южно-Сахалинск
Сайт: ski-gv.ru

Горнолыжный комплекс «Горный воздух»

Посетить краеведческий музей Южно-Сахалинска. Размещен в здании, выполненном в традициях японской архитектуры. Вся история Сахалина в одном музее: от реального быта людей на Сахалине на рубеже XIX и XX веков до исторических документов и иных артефактов. Может заинтересовать и военная коллекция, в которой особенно выделяются русская пушка 1867 года и японская пушка 1930-х.

Краеведческий музей Южно-Сахалинска

Посмотреть закат. Это лучше всего сделать с трамплина (гора Большевик, Алтайский переулок, дорога на гостиницу справа; место называется ДСЮШ по прыжкам на лыжах с трамплина). Мы прошли через лес, перелезли через забор и нырнули в кусты под камерам, поднялись на трамплин - и перед нами открылся вид на весь город.
Спустившись вниз к дороге, мы обнаружили еще пару дырок в заборе.

Кафе и рестораны

Особое внимание следует уделить еде - помимо очевидных морепродуктов, здесь очень популярна корейская и японская кухня.

Что привезти с Сахалина?

Икру, местный мармелад из водорослей, ракушки и камни вместо магнитов.
Икру можно купить на рынке «Успех» (Сахалинская улица, 71), цены очень разные - 1 300–2 500 рублей за 500 граммов, торговаться здесь не любят. Лучше покупать через знакомых с рук, около 2 500 рублей за килограмм. Не откладывайте это на последний день и берите больше. Сколько ни привезете - будет мало!

Вокруг Южно-Сахалинска

Гора Лягушка и водопад Айхор

Гора Лягушка получила свое название, потому что ее очертания напоминают лягушку, сидящую на пригорке. Считается энергетическим центром Сахалина.

Сюда лучше всего добираться на автобусе, доехав до остановки «Весточка», а дальше прогуляться по природной экологической тропе «Сахалинская Лягушка» вдоль реки.

Дальневосточный лес очень отличается от Подмосковья или Кавказа: у него особенный запах, он пахнет свежестью и мятным чаем с лимоном.

Это место окружено мистическими историями. Считается, что Лягушка исполняет желания. Существует поверье, что у каждого камня, сопки, ручья, места есть свои духи. По тропе расставлены информационные таблички, рассказывающие об этом месте, и по всему маршруту - пирамиды из камней.

Гора Лягушка

Гора Лягушка

На скале откроются великолепные панорамы Анивского залива, озера Тунайча и Изменчивое. Здесь нужно загадать желание. «Живите каждый день так, будто взбираетесь в гору, а мимолетный взгляд на вершину служил бы напоминанием о вашей цели!» - фраза на табличке поможет.
Идти лучше в будни, в выходные очень много людей.

Если у вас есть время, можно продолжить маршрут и дойти до восьмиметрового водопада Айхор, который находится к северо-востоку от Лягушки на притоке реки Комиссаровка. До водопада ведет одна из экологических троп «Весточки». Путь до водопада несложный, все переправы оборудованы подвесными и деревянными мостами. На самой Комиссаровке также встречается несколько порогов, один из самых заметных носит название «Две сестры».

Лес у водопада Айхор

Водопад Айхор

ВОСТОК. Бухта Тихая, крабы и закат на море

Это место я увидела в ленте инстаграма и сразу в него влюбилась. Первым местом, куда мы поехали, оказалась эта самая бухта.

По дороге в Тихую мы остановились в поселке Взморье, здесь вдоль дороги есть рынок. У бабушек два огромных камчатских краба обойдутся в 3 000–3 500 рублей.

Публикация от Лора Манго | Путешествия 🌏 (@lora_mango) Сен 28 2017 в 12:32 PDT

Мы подъехали к Тихой на закате, прогулялись вдоль моря и поднялись на пик Смелый. Весь подъем занял 30 минут, и перед нами открылся удивительный вид на Охотское море с одной стороны и на садящееся за сопки солнце с другой.

Дорога до бухты из Южно-Сахалинска на машине занимает примерно два часа. Для разделки краба вам понадобятся ножницы.

Бухта Тихая

ЮГ. Рыбаки, серферы и каменные лица

Дальнейший путь - в Охотск. До поселка добраться очень просто, надо сесть на автобус № 174, который отправляется в 08:30 и 10:30 с автовокзала, цена - 64 рубля, меньше через час вы уже будете на море. Здесь рыбаки, и если повезет и будет свелл, серферы.
Устроить пикник на пляже, посидеть на песке и отдохнуть от суеты - идеальное место для медитации. Здесь пахнет настоящим морем!

В 20 минутах пешком от моря - самое крупное озеро на Сахалине - Тунайча, с песчаным пляжем и туристической базой в лесу.
Мы шли по дороге пешком, оказалось, что там очень часто бывают медведи. Хорошо, что я узнала об этом после нашей прогулки. Местные сказали, что если встретились с медведем (здоровым и без медвежат), то надо просто стоять и ничего, ничего не делать. Радует, что пункта «увидеть медведя и умереть» в моем списке не было. :)

Серфинг на острове

С восточной стороны Охотское море (сторона Тихого океана) споты (Bus Station, Lesnoye, Trudniy, Tikhaya Bay) очень хорошо работают весной и осенью - можно сказать, это сезоны для восточного побережья, здесь чувствуется энергия океана, иногда приходят большие волны в два-три метра с хорошим периодом - 10–12 секунд.

На западе (пролив со стороны материка) циклон формируется в Японском море, проходит через Владивосток и встречается с нашим побережьем. Наиболее популярные споты - Yablochnoe (город Холмск) и Alibi (город Невельск). Это побережье работает круглый год, зимой на этой стороне не встают льды, а летом вода прогревается, так что можно серфить в шортах пару часов - это большая редкость.

Публикация от Chemodurov Yura (@yura_chemodurov) Авг 7 2017 в 9:34 PDT

Вода в морях прохладная, и в основном мы используем гидрокостюмы 5-4-3 миллиметра весь сезон.

До всех спотов добираются на своем транспорте. Ближайший - Bus Station в Охотске - находится в 30 минутах езды от Южно-Сахалинска, туда ходит рейсовый автобус. До остальных спотов минимум полтора-два часа на машине.

Имея за спиной опыт обучения взрослых и детей катанию на сноубордах и скейтбордах, мы запустили новый проект - Islanders Surf School - и теперь с радостью помогаем людям познакомиться с морем, океаном, поймать свою первую волну и помочь в приобретении своего оборудования. Мы видим отдачу и огромное желание заниматься серфингом именно здесь - это очень приятно.

Мы организуем различные лекции и вечеринки на тему серфинга, а в октябре организовали соревнования по серфингу в двух дисциплинах: лонгборд и шортборд. Подробнее о соревнованиях можно прочесть на сайте Sakhalin.info .

На серфинг на спот «Лесное» мы отправились после шторма. Уникальность Сахалина в том, что здесь природа совершенно дикая. Перед тобой открываются километры песчаного берега и бесконечного моря - и нет ни души.
Парни серфили, ловили рыбу руками, а я собирала ракушки. После шторма на берег вынесло тонны гребешка, который местные рыбаки собирали ночью. Но нам тоже повезло, мы нашли на побережье два огромных щупальца осьминога и гребешков и вечером приготовили знатный ужин.

Мыс Великан

После медитации на море в Охотске мы отправились на мыс Великан.
Как добраться: от Охотска проехать еще 22 километра по берегу моря, гоняя чаек, до бывшей заставы «Свободная», свернуть в лес на юг - дорога проселочная, и только джип пройдет. Примерно через 16 километров стоит указатель - камень с надписью «Великан», дорога одна, потеряться невозможно, и она выведет к морю.

Мыс Великан

Мы выехали на берег: вокруг скалы, птицы и камни с причудливыми лицами. Сразу на берегу можно увидеть ползущего великана. Я насчитала 13 лиц, одну рыбу и овечку.

В воде стоят каменные арки, вокруг чайки, пляж с мелкой галькой и ракушками. После прогулки по берегу можно подняться по одной из скал наверх и пройтись по тропе - откроется нереальный вид. Главное, вовремя вспомнить о медведях и не идти через лес к машине, лучше спуститься по скалам обратно. Вечером может быть прилив, и некоторые места придется проходить по воде.
Это особенное место со своей энергетикой, оно сильно меня впечатлило.

Все было как во сне: обрыв, слегка лохматый от низкорослой растительности, вода бирюзового цвета, меняющая оттенки от слегка голубого до черного, красивые линии волн и бесконечная перспектива вдаль, а по сторонам видны бухточки и типичные сахалинские сопки. Природа как она есть, в совершенно первозданном виде, дикая, нетронутая.

Мое место силы обладает некой энергией, мистикой, там хочется просто стоять и впитывать эту энергетику. Там парят чайки и пахнет морем. Туда хочется привозить самых близких и делиться только сокровенным. Оно очень уютное, идеально для отдыха и восстановления сил.

Наш Сахалин очень богат на места силы, стоит начать путешествовать по острову, и однажды вы почувствуете свое место. Это точно произойдет, без вариантов, а потом вы будете хотеть сюда возвращаться, потому что Сахалин - это уникальный остров, со своей мистикой и энергетикой, и, если у вас сложились отношения, он вас так просто не отпустит. Проверено!

Это точно, проверено и мной. По дороге в аэропорт:

«Мне кажется, я что-то забыла!» - сказала я.
«Частичку своего сердца!» - ответила Лена.

Да, я оставила кусочек своего сердце на этом острове. И обязательно сюда вернусь! Ведь осталось еще столько мест, где мы не побывали: маяк Анива, Три Сестры, пик Чехова и озеро Буссе.

Чтобы не пропустить интересные публикации из мира путешествий, подписывайтесь на наши группы в

Сахалин - далеко не самое привлекательное для туристов место. Когда речь заходит о дальневосточной экзотике, то в голове первым всплывает Владивосток или Комсомольск-на-Амуре. Символы природных сокровищ Сибири - Алтай и Камчатка, а ледяного экстрима - Якутия. На деле совершенно не обязательно объезжать полстраны, чтобы увидеть природу разных климатических зон, почувствовать себя на краю света и отведать деликатесов. Достаточно просто приехать на Сахалин.

Почти Япония

Лететь до Сахалина - как до Японии. Широкофюзеляжный забит под завязку - свободных мест нет ни в экономическом классе, ни в бизнесе. Богатых людей на далеком и загадочном острове, судя по всему, хватает и после посадки экс-губернатора Хорошавина и его команды. Ощущения, когда летишь до пункта назначения 8 часов 10 минут и за это время ни разу не покидаешь воздушного пространства родной страны, непередаваемые. Невольно задумываешься, как вообще можно управлять такой территорией из единого центра? Как можно ее освоить?

Когда самолет приземляется в аэропорту Южно-Сахалинска, понимаешь, что освоили мы ее так себе - здание аэропорта небольшое, рейсов в день - всего несколько штук, а закрывается аэропорт едва ли не в обед. О чем можно говорить, если Ту-154 воздушная гавань стала способна принимать лишь в 1985 году. И, тем не менее, аэропорт развивается. Пассажирооборот вырос с 663 тысяч пассажиров в 2008 году до 985 тысяч в 2017 году, а в следующем году обещают открыть новый аэровокзальный комплекс с телетрапами, отелем и многоярусной парковкой.

Примечательно, что строительство аэровокзала будет полностью профинансировано из регионального бюджета. Уровень! Впрочем, то, что Сахалинская область - регион очень богатый, понимаешь быстро. Нашу группу встречает трансфер на нескольких минивэнах бизнес-класса Toyota Alphard. Машины, естественно, подержанные, само собой, с правым рулем, но все равно впечатляют.

В ответ на включение зажигания вспыхивает большой центральный дисплей, мультимедиа-система что-то говорит по-японски, водитель быстро нажимает несколько сенсорных кнопок с кучей иероглифов и включает радио. Из колонок летит шансон. Все-таки это Россия. Двоякое ощущение будет со мной всю поездку: Сахалин невероятно отличается от всего того, к чему мы привыкли в центральной полосе, но при этом умудряется оставаться стопроцентно российским со всеми присущими нашей стране плюсами и минусами.

1 /10

Взять хотя бы трудовых мигрантов. Таких вы по эту сторону Уральского хребта точно не видели. Одетые в одинаковую униформу, они ходят по улицам Южно-Сахалинска строем с вожатым впереди. Дело в том, что на острове, как и в некоторых других регионах к востоку от Урала, роль гастарбайтеров играют северокорейцы, которые прибывают в Россию по договору между КНДР и РФ. Сотрудничество это восходит еще к 1970-м, и в 2017 году было названо рабством.

В действительности же, несмотря на по-настоящему тяжелые условия труда, северокорейцы мечтают оказаться на Сахалине, ведь всего за два-три года работы удается заработать внушительную по меркам КНДР сумму денег. Корейцы получают сущие копейки - не больше 12 000 рублей, но и практически ничего не тратят: живут в трудовых лагерях или общежитиях, централизованно питаются и фактически лишены досуга, так как надолго отлучаться из лагерей не рекомендуется. Правда, каждый рабочий должен отдать часть дохода северокорейскому государству, так что оставшаяся на руках сумма по нашим меркам выходит совсем смешной.

Тем не менее работа за рубежом считается в КНДР весьма престижной, и северокорейцам приходится давать взятки, чтобы на ней оказаться. Сахалинцы корейцами довольны. Иногда, правда, кто-то из них убегает в надежде на свободную жизнь в России, но, как правило, беглецов быстро ловят. В целом же ни о каком национализме или недооценке представителей других народов сахалинцами речи не идет. Тут любят и японцев, которыми многие местные откровенно восхищаются, и корейцев, которых на острове и вовсе три вида: те самые трудовые мигранты из КНДР, доморощенные корейцы (их на острове 5,6 процента населения) и южнокорейцы, которые инвестируют в местный бизнес.

На острове довольно много магазинов, ресторанов, турфирм и автосалонов, которыми владеют японцы и корейцы. Например, дилерский центр Toyota в Южно-Сахалинске открыл один из крупнейших дилеров марки в Японии. А любителям корейской и японской кухни в Южно-Сахалинске и вовсе раздолье - в городе множество ресторанов с аутентичными блюдами этих двух стран. Готовят, естественно, корейские и японские повара, владельцы тоже приезжие. Знание кухни и свежайшие продукты на выходе дают настоящий вкусовой оргазм. Столь вкусные суши и сашими я ел лишь в Токио и Нагое.

Дикий Восток

Сколько бы ни было японских товаров в супермаркетах Южно-Сахалинска, как бы ни были умны унитазы в отелях города, но сойти за Японию, пусть и провинциальную, у острова не получается. Слишком силен разрыв между богатыми и бедными. В центре Сахалина ничего нет. Жизнь есть на самом севере, где на шельфе добывают газ и нефть, и на юге, который был освоен за время японского правления с 1905 по 1945 годы.

Во время Японского правления на Сахалине было построено достаточно большое количество синтоистских культовых сооружений. На фото - взморские тории храма Хигаси Сираура Дзиндзя, что в местечке Взморье.

Сейчас большая часть полумиллионного населения острова живет на юге, но все деньги на севере. Добыча углеводородов и приводит к колоссальному разрыву в доходах и появлению статистики, которая создает ложное впечатление об острове. Например, средняя зарплата на острове на 44 процента выше, чем в среднем по стране, и близка к столичной. А в том, что касается ВРП (валовый региональный продукт), то по этому показателю Сахалинская область и вовсе находилась в 2015 году на уровне Великобритании. Москва, чтобы вы понимали, находилась на уровне Испании, а Московская область - Бразилии.

В действительности же на острове есть либо поднявшиеся на нефтяных деньгах нувориши, либо получающие не более 25 тысяч рублей бедняки. В поселках полно вызывающе скромных домов, а всевозможные сараи, гаражи и прочие подсобные помещения зачастую сделаны из морских контейнеров. При этом в Южно-Сахалинске я впервые в жизни стоял на светофоре, на котором автомобили Toyota Land Cruiser были абсолютным большинством - из 13 машин 11 представляли именно эту модель.

Вообще, внедорожники и пикапы Toyota - короли местного автопарка. Праворульные и проданные через официального дилера, привезенные из Америки и с Ближнего Востока, многочисленные Land Cruiser и Hilux всех поколений, Kluger и Highlander, Tundra и Sequoia, а также экзотический даже в Америке FJ Cruiser встречаются тут и там. Сахалинцы рассказывают, что на острове даже встречаются Toyota Mega Cruiser - эдакий японский «Хаммер», причем именно в армейской версии.

Свои автомобили Сахалинцы тюнингуют так, что улицы порой напоминают съемочную площадку очередной части франшизы «Форсаж». Если у вас внедорожник, значит, вы просто обязаны подготовить его для тяжелого бездорожья: лифт подвески, силовые бамперы, веткорезы, экспедиционный багажник и лебедка. Если же вы ездите на седане, купе или универсале, то не обойтись без занижения, огромного глушителя, красивых дисков и аэродинамического обвеса. И то ли сказывается близость Японии, то ли природный вкус, но выглядят все эти тюнингованные машины вполне гармонично и стильно.

Меня удивили другое - на спортивного вида легковых машинах ездят мужчины старше 40, а вот молодежь предпочитает внедорожники. Возможно, дело в том, что не обремененные семьей и детьми ребята много времени проводят на природе в различных походах, где нужна серьезная проходимость. Во всяком случае, в лесах южной части острова мы регулярно встречали компании молодых людей, с энтузиазмом штурмующих бездорожье.

Вид на бухту Тихая с окрестных гор. Пляж в бухте неоднократно признавался лучшим на острове.

На Сахалине вообще очень трудно отгородиться от природы. Вот и наш лагерь переехал подальше от рек на берег бухты Тихой, хотя первоначально размещаться мы планировали в глубине острова, где не так чувствуется ветер. Но местные отговорили - нерест лосося помешал. Если вы смотрели многочисленные фильмы про дикую природу, то знаете, что лосось возвращается нереститься в родную реку, перестает питаться и умирает после того, как откладывает икру. Запах разлагающейся рыбы делает ночевку в палатке на берегу реки невыносимой.

Когда же мы отправились в леса центральной части острова, то увидели множество медвежьих следов, перебегавших дороги лис, зайцев и других животных, идентифицировать которых в сумраке удавалось далеко не всегда. На Сахалине, чтобы слиться с природой в одно целое, совершенно не обязательно далеко отдаляться от городов. Казалось, только что мы шли на наших Toyota Hilux и Prado по руслу горной реки, и вот уже мчимся по океанскому хайвею вдоль восточного побережья острова.

Холодная Калифорния

Август на Сахалине выдался невероятно теплым. Моментами воздух прогревался до 27-28 градусов, а значит нужно не искать оправданий и лезть в воду. Местные предпочитают купаться в мелководных проливах Лаперуза и Татарском, но мы с коллегами не ищем легких путей и лезем прямо в Охотское море. Свободного времени на острове не так и много, поэтому тратить его на переезд на другой берег совсем не хочется. Тем более, что восточное побережье острова напоминает Калифорнию. Бесконечные океанские пляжи, отличная дорога с ровным асфальтом и логичной разметкой, зелень прибрежных сопок - для создания картины серферского рая не хватает только самих серферов.

Вместо них на пляже шириной с МКАД стоят лишь автокраны, которые сушат растянутые между двух максимально выдвинутых стрел сети. Рядом с ними лениво ходят несколько мужчин. Зачем-то подъезжаем с ними познакомиться. Первым к нам выходит крановщик: мужчина с животом титанических размеров и таким же титаническим перегаром. Один из рыбаков оказывается чеченцем. Но перегаром пахнет и от него.

Впрочем, ближе к Южно-Сахалинску пляж постепенно начинает оживать. С него исчезают краны, зато появляются палатки и тенты отдыхающих. Спустя километр-другой океанский берег уже напоминает муравейник. Кто-то жарит шашлык, кто-то играет в волейбол, кто-то загорает, туда-сюда постоянно шныряют машины. Ширина пляжа такова, что рядом с табором отдыхающих действует целое пляжное шоссе по две полосы в каждую сторону. При этом песок настолько гладкий, что для езды по пляжу совершенно не обязательно быть обладателем внедорожника - здесь ездят даже на откровенных «пузотерках».

О том, что мы не в Калифорнии, напоминают… вкопанные в пляж башни танков Т-54. Столь широкий пляж в советские времена воспринимался как потенциальный плацдарм для вражеского десанта, а вовсе не как наш потенциальный ответ австралийскому Серферс-Парадайс. О вторжении уже давно никто не думает, а башни служат аттракционом для детей, которым на пляже не столь весело, как можно было подумать, - в море их не пускают.

Но нас ограничить некому, поэтому паркуем машины, как только находим в этом муравейнике свободные места, раздеваемся и бежим в море. Первые впечатления исключительно положительные - прохладно, но ничего экстремального. Делаю еще несколько шагов, мгновенно погружаюсь по шею, встречаю первую волну и… с криками бегу назад. У самого берега вода успевает прогреться, но стоит прийти волне издалека, как становится невыносимо холодно. Пожалуй, правильно делают местные, что не купаются в Охотском море. Делать это можно только для галочки: мол, я тут был, в море окунался.

Полмира на одном острове

Сахалин - самый большой остров страны, вытянувшийся с севера на юг на 948 километров, вмещает в себя все климатические зоны нашей страны, кроме субтропиков и вечной мерзлоты. Хотя нивхи - коренное население севера острова - имеют статус коренного народа Дальнего Востока, который дает те же права, что есть у коренных народов Севера: рыбалка и охота без всяких квот, неограниченная заготовка леса, неограниченное водопользование и другие льготы.

Но проехать весь Сахалин практически невозможно - ни одна прокатная контора просто не даст вам автомобиль. Все машины оснащены GPS-трекером, и двигатель могут заглушить дистанционно, если вы заберетесь севернее определенной широты, либо съедете с накатанных дорог. Но даже поездки по южной части острова хватает, чтобы навсегда влюбиться в него и местную природу. Юго-западное побережье острова напоминает Ирландию или юг Англии: высокий обрывистый берег, изрезанный многочисленными бухтами, зеленые холмы без деревьев. И никого.

От Англии побережье отличается наличием многочисленных брошенных и полуразрушенных зданий, отвратительным качеством грунтовки и общим депрессивным ощущением. Юго-восточное побережье, как я уже говорил, напоминает Калифорнию, а в глубине острова можно найти и березовые рощи средней полосы, и напоминающие кубанские пейзажи лесистые сопки. Местами картинка за окном и вовсе навевает мысли об Аризоне: красная почва, оранжевая пыль, многочисленные пикапы и американский капотный грузовик, тащащий огромный оверсайз-прицеп с грузом, - нежная европейская техника в этих условиях просто не выживает.

На Сахалине есть и зажиточные поселки с обустроенными дворами, аккуратно постриженными газонами, вежливыми водителями и отличными дорогами, и настоящие гетто с пыльными грунтовками вместо улиц, заброшенными домами и умершими предприятиями. И разделять их может всего несколько десятков километров. Население Сахалина, как и всего Дальнего Востока, стремительно сокращается. Если в 1991 году на острове проживало 715 тысяч человек, то в 2016-м - 487 тысяч. В последние пару лет наблюдается рост, но небольшой. Человек уходит, природа наступает.

Казалось бы, сделать из Сахалина туристический рай проще простого: рядом большие рынки Японии и Кореи и необъятный Китай, а японцы, к тому же, любят посещать свои бывшие территории в приступе ностальгии по имперскому прошлому. Да и россиян затащить на Сахалин можно - климат тут мягче, чем во многих частях Сибири. Но пока тут, как и во всей остальной России, заняты другим: пьют и воруют.

Путешествие на остров Сахалин
Количество дней: 9 дней
Стоимость указана БЕЗ проживания!
Стоимость тура с проживанием в хостеле 8 ночей - 35100р/чел
Минимальное количество участников: 5 человек
Изменение количества участников в меньшую сторону влечет за собой перерасчет стоимости.
Если у вас собрана собственная группа, то даты и цены путешествия могут обсуждаться индивидуально.

Про маршрут:
В нашем путешествии мы прикоснемся к японскому периоду городов Тайохара (Южно-Сахалинск), расположение улиц которого было спроектировано японцами, и многие здания, построенные ими, до сих пор служат жителям города.

Пройдем через тоннели легендарной узкоколейной дороги, связавшей города Тайохара и Маока, строительство которой началось в период японского правления в 1921 году. Общая протяженность дороги составляет 84 км. В тоннелях и противолавинных галереях можно увидеть служащие подпорками, старые, вертикально поставленные рельсы. На некоторых из них просматриваются годы: 1885, 1887, 1940. Эти рельсы Япония заказывала в Америке. Увидим три исключительных обьекта - Ведьмин и Чертов мосты и петлевой тоннель, пробитый в сопке, длина которого составляет 980 метров в городе Холмск (Маока).

И, конечно же, увидим настоящие японские тории в поселке Взморье (Сарагура).
Дальше наше путешествие по Сахалину пройдет по природным достопримечательностям - бухта Тихая, подножье хребта Жданко, останец «Лягушка». А так же мы совершим восхождение на пик Чехова - одну из самых высоких точек юга острова, 1045 метров.

Надеемся, что посещение лишь небольшой части красот и японского наследия юга Сахалина, побудят вас продолжить знакомство с незабываемым островом - рыбой. Сахалин оставит в памяти картины гор, моря, сахалинского леса, знаменитых лопухов-гигантов и заряда положительных эмоций.

Описание тура по Сахалину:
День 1
Встреча участников в аэропорту. Размещение в хостеле.
По прилету последнего участника собираемся и выезжаем на побережье Охотского моря.
Посетим красивое озеро Изменчивое и самое большое озеро Сахалина - Тунайча.
Приготовим сахалинский ужин с ухой, крабами и морскими деликатесами.
Возвращение в город.



День 2. Останец Лягушка. Водопад Айхор.
Сегодня мы посетим структурно-денудационный останец «Лягушка», считающийся чуть ли не самым таинственным местом острова. Согласно легенде, у древних айнов это место почиталось, как храм Мудрости. Да и современные экстрасенсы в один голос утверждают, что останец является не просто красивой скалой, а «его сущность проявляет себя через три уровня: небесный, наземный и подземный, как и жизненный цикл самой лягушки: рождается в воде, прыгает по земле и зарывается на зиму глубоко в ил». В 1983 году скала Лягушка была признана государственным памятником природы регионального значения. После обеда мы посетим расположенный недалеко от останца водопад Айхор на реке Комиссаровка, вода которой считается целебной.
После прогулки возвращаемся в город. Ужин, как и завтрак, самостоятельный.
Общий километраж дня – 10-12 км, с подъемом на южный склон горы Горбунова в 200 метров

День 3. Грязевой вулкан

Рано утром выезжаем до поселка Новодеревенское. Сегодня мы пройдем по красивейшим местам Мицульского хребта, по старым японским тоннелям заброшенной железной дороги и посетим грязевой вулкан. Глубина кратера вулкана порядка 5 км. Грязь считается целебной.
Обедаем на вулкане и возвращаемся в город.
Ужин самостоятельный.
За день пройдем 17 км

День 4. Бухта Тихая
Утром выезжаем в бухту Тихая.
По дороге остановимся в поселке Взморье для осмотра японских тории. Обычно их устанавливали перед входом в храм. Также в поселке имеется японский школьный павильон (хёанден). Такие павильоны устанавливались возле школ, в них хранились портреты императора и императрицы, и рескрипт с напутствием школьникам. В самой Японии таких павильонов больше не осталось.
В поселке можно купить, по желанию, крабов.
Бухта Тихая - в свое время любимая бухта сахалинских художников. Красота этого уголка острова впечатляет, могучие скальные образования, прозрачная вода Охотского моря, причудливые скульптуры, созданные морем и ветром, побуждали людей браться за краски и холст.
Прогуляемся к подножью хребта Жданко. Красавец Жданко притягивает к себе взгляд и манит подняться на свои вершины. Знаменитый камень «Сфинкс», вид горных хребтов, просматриваемых с пика Смелый, возможно откроют художника и в каждом из нас.
Возвращаемся в город. Ужин, как и завтрак, самостоятельный.

День 5. Морская поездка на маяк Анива.
Завтрак самостоятельный.
После завтрака выезжаем в поселок Новиково.
Маяк Анива считается одним из самых красивых туристических мест на Сахалине.
Маяк был установлен в 1939 году на небольшой скале Сивучья возле труднодоступного скалистого мыса Анива.
На берегу участники помогают подготовить лодку. Одевают штормовые костюмы и спас.жилеты. Садятся в лодку и отправляются в путешествие вдоль берега Анивского залива.
В течении трех часов будем идти вдоль восточного побережья Тонино-Анивского полуострова.
Посетим мыс Мраморный и мыс Слюда. Высаживаемся на маяке и исследуем его. Можно оставить запись в журнале маячника.
В 15:00 выходим в обратный путь.
В Новиково участники помогают разобрать лодку и погрузить в автомобиль.
Возвращаемся в город. Ужин самостоятельный.

День 6. Поход на Пик Чехова.
Завтрак самостоятельный.
Сегодня посетим гору Пик Чехова, высота 1046м. Путь пролегает через лес, и кажется - не видно ему конца и края. Но вдруг лес резко сменяют кустарники, и тут становится легче, вот уже видна вершина. До заветной цели осталось совсем немного. Извилистая тропинка, проходящая через красивейший альпийский садик, выводит к заостренной вершине, венчает которую каменное сооружение - все, что осталось от японского храма. Это и есть пик. Панорама, открывающаяся с вершины, невольно вызывает преклонение перед красотой и величием сахалинской природы. Тропа торена японцами в период Карафуто, гора для них была священна потому, каждый японец считал обязательным ее посещение.
С вершины Пика открывается вид на Охотское море, которое расположено с восточной стороны Сусунайского хребта, на замечательные озера Изменчивое, Тунайча и Вавайское. Тунайча самое большое и глубокое озеро на острове. Его длина составляет 29 км, а средняя глубина – 12 м. Фото, обед, отдых.
Возвращение в город. Ужин самостоятельный.
Дневной километраж составит 20 км, с восхождением на 1046м

День 7. Поход на Чертов мост.
Завтрак самостоятельный. Выезд утром в город Холмск.
Сегодня путь лежит по старой заброшенной железной дороге периода Карафуто. Через тоннели, разрушенные мосты (Чертов, Ведьмин). По мнению даже сегодняшних экспертов при проектировании Чертового моста было принято уникальное инженерное решение. Оно заключалось в том, что линию железнодорожного полотна выполнили в виде петли. Поезд, проехав через два тоннеля, делал крутой поворот, выезжал почти на вершину сопки, и далее путь его проходил по Чёртовому мосту на высоте около 38 метров. В своё время этот мост был известен во всей Японии из-за необычной конструкции объекта. Обед возле Ведьминого моста.
Возвращение в город вечером. Ужин самостоятельный.
Пройдем 15 километров



День 8. Поездка на мыс Великан.

Мыс Великан – одно из самых впечатляющих мест на побережье острова Сахалин. Памятник природы регионального значения. Расположен он на восточном побережье Тонино-Анивского полуострова.
По всему побережью от мыса Птичий до мыса Великан находится множество гротов, арок и каменных столбов.
Утром выезжаем в сторону охотского моря. Дальше дорога наша пролегает по побережью полуострова Пузина и, не доезжая мыса Свободный, уходит в лес. По лесной дороге наш автомобиль преодолеет перевалы с великолепным видом на озеро Тунайча и Вавайские озера. Выехав на побережье, мы начнем небольшое пешее путешествие. Мыс Птичий поразительно красив в любую погоду и не оставит никого равнодушным. В отлив пройдем морской прижим и зайдем в следующую бухту, в окончании которой стоит наш мыс Великан. В случае прилива путь до мыса Великан пройдет по лесу. По дороге нам могут встретиться следы диких животных, а так же сами жители леса - белочки, бурундуки, лисы.



День 9
Отправление участников в аэропорт. Если будет позволять время, то посещение рыбного рынка и сувенирных магазинов.

График прохождения маршрута: В зависимости от погодных условий, физической и психологической подготовки участников, условий и скорости прохождения группой маршрута, а также при форс-мажорных обстоятельствах, инструктор может вносить изменения в график. Редко, но все же возможно, что в районе восхождения не будет благоприятной погоды в течение всего нашего похода. В таком случае, решение о восхождении принимает за всю группу только инструктор.

– самостоятельно или в составе туристической группы – поездка для тех, кому становится скучно в тепле и домашнем уюте. Домоседам здесь делать нечего, поскольку высокая влажность летом и сильные зимние вьюги, отсутствие комфорта и утомительные переезды могут испортить все впечатление о здешних красотах.

Как добраться до Сахалина

Цена на билет на сильно «кусается». Если грамотно отслеживать сайты авиакомпаний, то можно купить билет – всего за двенадцать тысяч. Но в сезон отпусков надеяться на такое чудо не стоит. Здесь средняя цена перелета будет составлять пятьдесят тысяч.

Второй вариант – поездка на поезде, но это очень долго. Точка прибытия – город Ванино, далее паромом.

Нюансы паромной переправы: что нужно знать?

Поскольку многие туристы попадают на остров на пароме, то важно знать, как правильно организовать переезд.

  • Заказывать и места для пассажиров, и парковочное место для машины нужно как минимум за месяц до предполагаемого времени своего приезда. Если этого не сделать, то перелет может оказаться напрасным. Сахалин так и останется мечтой.
  • Периодически нужно звонить в организацию «Дальтранссервис» и уточнять сведения о произошедших изменениях, поскольку точного расписания работы паромной переправы нет.
  • Перед приездом к парому надо обязательно звонить в кассу Ванино и подтверждать свой приезд. В противном случае забронированное место могут просто отдать другим путешественникам. Предоплата не принимается.
  • Во время поездки предлагается бесплатный обед (только один раз). Есть возможность принять душ (платно).
  • По приезду в Ванино нужно обязательно оформить пропуск.
  • Все, что потребуется во время переправы, нужно брать с собой. Спуститься в трюм к машине не позволят.
  • При входе на паром пассажиров осматривают и отбирают все спиртное.
  • Самые удобные каюты (но и более дорогие) находятся на верхней палубе.
  • В летнее время продолжительность паромной переправы двенадцать – четырнадцать часов. Зимой время поездки - от шестнадцати часов и больше.

Чем можно заняться на Сахалине?

Сахалин особенно привлекает заядлых рыболовов. Принимая во внимание здешние климатические условия, с этой целью на остров нужно отправляться в августе-сентябре. Если покупать билеты на этот период заранее – примерно за полгода, то можно значительно сэкономить.

Организованные туры от агентств будут стоить очень дорого, поэтому есть смысл организовать все своими силами. Даже готовая путевка «включает» только услуги проводника. Все остальное – лагерь, продукты, рыболовные снасти, стоимость пути – за свой счет.

Лето – отличное время, чтобы совершить пешее восхождение на гору Вайда или прогуляться по горному хребту Жданко. Интересным будет и местный дайвинг. Летние месяцы на Сахалине – время морского каякинга.

Сахалинская зима – это лыжи и, конечно, рыбалка.

Как и большинство других мест на востоке нашей страны, Сахалин более примечателен природой, нежели рукотворными объектами. Я пробыл на Сахалине неделю и предлагаю вашему вниманию свой практический обзор, чтобы максимально интересно провести время на острове. Надеюсь, он будет полезен всем, кто поедет сюда впервые.

Покататься по горнолыжной трассе "Горного воздуха" . Наряду с беговыми лыжами, большую ставки делают и на горнолыжный спорт. Я хоть и не люблю горные лыжи, но об этом не мог не упомянуть. Эта база находится в черте города и с нее открывается потрясающий вид на Южно-Сахалинск и окрестности. Здесь иногда тренируется сборная России, а база, работающая с 1960-ых годов, входит в число лучших в России. Как мне показалось, самое большое число туристов Сахалина приезжает именно, чтобы покататься на этой горнолыжке.

Порыбачить. Безусловно, самый крупный остров России имеет огромное количество представителей животного и растительного мира. Это словно рай для рыболова. С декабря по апрель - зимняя рыбалка. Активный клев практически всей рыбы в период перволедка. Это таймень, кунджа, голец, красноперка, корюшка, навага, камбала, щука, налим. С мая по июнь - активный лов кунджи и симы. С июля по ноябрь - начало захода тихоокеанских лососей в реки. Они поднимаются для нереста и зимовки, часть из них скатывается обратно в море в течении осени. Рыбалка на Сахалине уникальна по-своему. Ведь помимо рыбной ловли, можно наслаждаться живописными видами сопок и долин, наблюдать за бурыми медведями, желательно издалека:), ловить креветок, краба и собирать гребешка.

Посетить краеведческий музей Южно-Сахалинска. Музей располагается в здании, построенном в традиционном национальном японском стиле, это единственное в своём роде здание на территории как Сахалина, так и всей России. Именно там можно за короткое время узнать все об удивительном острове на краю страны. Музей очень интересный и достаточно современный.

Попробовать сахалинскую кухню , которая давно стала брендом. Она сформировалась благодаря исторически сложившимся обстоятельствам на стыке нескольких культур - русской, японской и корейской. Особенность сахалинской кухни - это в первую очередь своеобразный микст русской и корейской гастрономии. Корейская кухня была завезена сюда в начале прошлого века переселенцами, прибывшими на остров во время японской мобилизации.



Увидеть японскую железную дорогу . Эта железная дорога была построена, когда остров находился под суверенитетом Японии и назывался Карафуто. Ширина колеи 1067 миллиметров, однако сейчас ее расширяют до российских стандартов 1520 миллиметров. Японский период управления железными дорогами Сахалина тихо подходит к концу и осталось немного времени, чтобы ее увидеть и прокатиться. Часть нерентабельной железной дороги на острове заброшено. В этих местах находятся интересные исторические объекты. Один из самых интересных "Чертов" мост на отрезке в районе станции Николайчук. Даже по мнению сегодняшних экспертов, при его проектировании было принято уникальное инженерное решение — линию ж/д полотна выполнили в виде петли. Выходя из нижнего тоннеля, поезд делает крутой поворот, выезжая почти на вершину сопки, заходит в следующий тоннель и далее едет по мосту.

Съездить в Невельск посмотреть Сивучей. В мире есть только три места, где сивучи устраивают сезонное лежбище в черте города - это Петропавловск-Камчатский, Сиэтл в США и Невельск на Сахалине. Каждый год в январе - феврале, во время межсезонных миграций, около 300 тюленей приплывают на старый брекватер (волнолом) Невельского порта и остаются там до конца июня.

Посетить остров Монерон , сейчас он считается природным парком. Монерон в хорошую погоду видно около Невельска. Добраться туда трудно - это пограничная зона, и для высадки на остров требуется специальное разрешение, да и переплыть туда - удовольствие недешевое. Лучше всего это совершать летом, туда собирают экскурсии.

Активный туризм и трекинг. По острову продуманы пешие маршруты. Во время трекинга вдоль побережья Охотского и Японского морей вы можете увидеть лагуны, гроты и ущелья, каменные арки и колонны, можете забраться на сопки, перевалы и оттуда любоваться красотой острова.

Искупаться на двух морях : Японском и Охотском. Это можно совершить в один день, правда, зимой только на Японском, Охотское замерзает.

Увидеть циклон и узнать, что же такое, когда действительно много снега! Это погодное явление не оставит вас равнодушным, но, к сожалению, подгадать такое событие чрезвычайно сложно. Нам же очень повезло:

Ну... и обязательно пробежать , благодаря нему, собственно, я и посетил этот чудесный остров на краю России.


А если вы уже бывали на Сахалине, чтобы добавили к этому списку?

Читайте также: